Румыния является самым проблемным соседом Украины – еженедельник «Власть Денег»

10:04 07.12.2010

Взаимоотношения между Украиной и Румынией напоминают игру, где любая победа одного означает поражение другого. И если в этом и стоит винить украинских дипломатов, то разве что за недостаточную жесткость в формировании отношений с Бухарестом.

Протяженность общей границы Украины и Румынии составляет 531 км, и со времен СССР она практически не изменилась.

Признав Украину в 1992 г., Румыния тянула с признанием границ пять лет. В 1997 г. эти противоречия были сняты, но возник спор из-за шельфа вокруг острова Змеиный. Конец ему положило решение Международного суда ООН от 3 февраля 2009 года, разграничившее шельф таким образом, как в свое время предлагал Румынии СССР и что было воспринято в Украине как дипломатическое поражение (79% спорной территории с запасами нефти, оцененными в $10 млрд., было передано Румынии). Но уже через год возник спор из-за принадлежности острова Майкан на Дунае.

Как итог — вокруг украинско-румынской границы создан ореол постоянных проблем, разбираться в которых будут разве что эксперты. У рядовых же политиков того же Евросоюза, вынужденных защищать Румынию как своего члена, лишь останется в памяти то, что между Бухарестом и Киевом постоянно возникают пограничные споры, решить которые без посредников стороны не могут. Но если для Украины любые проблемы со страной-членом ЕС нежелательны, то для Румынии такое нагромождение пограничных споров является частью стратегии.

Успешно решенные с Польшей и Венгрией вопросы малого пограничного движения с Бухарестом так и не урегулированы, из-за чего местные погранпереходы (где дозволено пересекать границу только жителям приграничных районов) работают нестабильно.

Соглашение о свободной торговле так и не было подписано до вступления Румынии в ЕС. По словам украинских дипломатов, именно Бухарест всячески противился этому. Но и теперь, когда Румыния является членом ЕС, товарооборот между нашими странами довольно низок ($807 млн./год), и с 2008 г. снизился вдвое. Для сравнения, с Польшей он достигает $4,574 млрд./год, а с Венгрией — $1,853  млрд./ год.

«Во многом это связано со структурой экономики Румынии, — говорит Максим Борода, замдиректора Международного центра перспективных исследований. — Как преимущественно аграрная страна, Румыния не является потребителем основной продукции украинского экспорта — металлургии и химпрома. И  готовящийся договор о свободной торговле с ЕС это не изменит, большинство принципиальных торговых барьеров в этих отраслях были сняты еще при вступлении Украины в ВТО».

На словах Румыния постоянно объявляет себя другом Украины, лоббирующим наши евроатлантические стремления. Так, Бухарест поддержал предоставление Украине ПДЧ на домашнем саммите НАТО в 2008 г. Однако во время украинско-российского газового конфликта зимой 2008-2009 гг. президент Румынии Траян Бэсеску фактически встал на сторону Москвы, заявив, что переход на рыночные цены давно созрел, и Украине стоило бы давно с этим согласиться.

В качестве ответного шага Украина стала транспортировать газ из собственных запасов в Болгарию и Молдову, демонстративно проигнорировав замерзающую Румынию.

Попытки Украины выиграть в игре по нынешним правилам были. К примеру, в 2006 г. на киевском саммите ГУАМ впервые появился шанс, что Украина станет региональным лидером в бассейне Черного моря. Для этого были не только политические (недовольство Москвой), но и экономические предпосылки в виде общей заинтересованности в транспортировке азербайджанской нефти на европейский рынок.

Но реальным смыслом этот проект наполнил Бухарест. В 2009 году Румыния подписала декларацию о стратегическом партнерстве с Азербайджаном и протокол о межправительственном сотрудничестве в сфере энергетики с Грузией. После чего началось возведение терминалов сжиженного газа в грузинском Поти и румынской Констанце, между которыми танкерами будет перевозиться азербайджанский сжиженный газ. И, наконец, началось строительство газопровода Яссы-Унгены, который свяжет румынскую и молдавскую газовые системы.

В этом году Украина также заявила о намерении возвести терминал по обработке сжиженного газа на Черном море. Но Бухарест предложил Баку право самостоятельно перерабатывать энергоресурсы на румынских заводах, а также использовать нефтепровод Констанца — Триест для транспортировки сырой нефти на европейский рынок.

Нужно также учесть, что у Румынии есть дополнительные козыри: ее компания Transgaz является участником проекта Nabucco, а также ведет переговоры об участии в альтернативном российском проекте «Южный поток». Ничем подобным Украина похвалиться не может.

По материалам Власть денег

Ще на цю тему