КРЦ зафиксировал 1785 случаев нарушения прав человека за 2021 год в оккупированном Крыму

11:20 26.01.2022

Во вторник, 25 января, Крымскотатарский Ресурсный Центр представил анализ нарушений прав человека в оккупированном Крыму за 2021 год.

По данным организации, за отчетный период российские силовики провели 53 обыска, 366 задержаний/удержаний и 366 допросов, опросов и «бесед». Общее количество арестов за отчетный период составляет 210. Большая часть нарушений со стороны оккупантов приходится на представителей коренного крымскотатарского народа. Такая практика приобрела на полуострове системный характер.

В пресс-конференции приняли участие Председатель Правления Крымскотатарского Ресурсного Центра, председатель управления по правовым вопросам и иностранным делам Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев, менеджер по коммуникациям Крымскотатарского Ресурсного Центра Татьяна Подворняк и координатор общественного объединения «Крымская солидарность» Сервер Чолачик.

По данным КРЦ, за 2021 год в оккупированном Крыму зафиксировано 53 обыска, 33 из которых были проведены в домах крымских татар. Этот показатель почти не отличается от прошлогоднего. Тогда КРЦ зафиксировал 50 обысков. Тенденция преследований по политическим и религиозным мотивам остается постоянной с начала оккупации полуострова.

«Во время проведения обысков силовики нередко нарушают права потерпевших. В частности, при проникновении в жилище зафиксированы случаи повреждения имущества, или же проведение обыска в отсутствие хозяина, или подбрасывание запрещенной литературы», – рассказал Эскендер Бариев.

За отчетный период КРЦ зафиксировал 366 задержаний/удержаний, 330 из которых – в отношении крымских татар. Динамика остается неизменной, в 2020 году было зафиксировано 364 задержания.

«Такое большое количество нарушений в этой категории связано и с тем фактом, что оккупанты массово задерживали активистов, которые приходят под здания «суда», «СИЗО», «ИТТ» и т.д., чтобы поддержать своих соотечественников», – отметил Председатель Правления КРЦ.

Отдельно отмечены задержания уроженца Кривого Рога Владислава Есипенко, крымских татар Асана и Азиза Ахтемовых, Наримана Аметова, Куртумера Чалгозова. В их отношении применялись пытки.

Татьяна Подворняк подчеркнула, что за отчетный период в оккупированном Крыму зафиксировано 210 случаев арестов, 167 из которых – в отношении представителей коренного народа. Из 210 случаев: 28 – приговоры, 40 – административных дел, 25 – новые аресты, 118 – продление срока содержания под стражей. В прошлом году было зафиксировано 197 случаев ареста.

За отчетный период зафиксировано 478 случая нарушения права на справедливый суд, 393 из которых – в отношении представителей коренного крымскотатарского народа. Этот показатель почти на сотню выше прошлогоднего – тогда было зафиксировано 398 случаев.

Менеджер по коммуникациям добавила, что нарушения права на самый высокий достижимый уровень физического и психического здоровья также носят системный характер, и за 2021 год зафиксировано 135 случаев нарушения этого права, 96 из которых – в отношении крымских татар. Тенденция не меняется – в 2021 году КРЦ зафиксировал 112 случаев.

По информации организации, за 2021 год пока зафиксировано 37 случаев этапирования политзаключенных Крыма, 35 из которых – в отношении представителей коренного народа.

В отчете КРЦ, который доступен на сайте организации, также содержится информация о нарушении религиозных прав, экологических норм на полуострове, о ненадлежащих условиях содержания в СИЗО и тюрьмах, о нарушении прав политзаключенных, о нарушении прав женщин и незаконных военных учениях оккупированном Крыму.

Сервер Чолачик также рассказал о тенденциях нарушений прав человека в 2021 году. Он обратил внимание на системное использование скрытых свидетелях, на показании которых основываются обвинения в отношении крымских политзаключенных. По его словам, если активисты отказываются «доносить», то в отношении их применяются пытки, как это было в случае с Нариманом Аметовым и Куртумером Чалгозовым.

«Власти пытаются затушить ненасильственную борьбу. За три месяца было 6 волн задержаний, около 180 административных протоколов. Среди них 17 задержаний гражданских журналистов. Это тоже тенденция, которая заставляет задуматься о планах власти на освящения этих событий. Властям легко сходят с рук преступления, о которых не говорят», - добавил он.

Ще на цю тему