Корабль-призрак: сможет ли Украина достроить свой корвет / Фото

19:00 03.09.2021

Одним из заметных событий прошедшего месяца стало заявление министра обороны Андрея Тарана о возможной достройке корвета «Владимир Великий» (проект 58250). 

Этот корабль был заложен еще в 2011 году на Черноморском судостроительном заводе, который сейчас проходит через процедуру банкроства. Почему очередная попытка реанимировать корвет, опять может провалиться, выяснял «Флот 2017».

Незадолго до празднования Дня Независимости, министр обороны Андрей Таран, в интервью журналистам, заявил буквально следующее: «Сейчас совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины прорабатывается вопрос достройки корабля уже по классу «фрегат». В таком формате в будущем «Владимир Великий» сможет заменить в боевом составе флагман ВМСУ, фрегат «Гетьман Сагайдачный».

История корвета «Владимир Великий» началась еще в 2007 году, когда военные захотели получить современный корабль, способный совершать походы дальностью до 4000 миль, что чисто теоретически позволяло бы украинскому флоту действовать за пределами Черного моря. Причем изначально предполагалось широкое привлечение зарубежных предприятий, поскольку уже тогда было понятно, что самостоятельно Украина не способна построить и, что самое главное, вооружить такой корабль. Поэтому планировалось использовать французские противокорабельные комплексы Exocet, 76-мм итальянские автоматические орудия OTO Melara, 35-мм автоматические зенитные пушки швейцарской компании Oerlikon, а также франко-итальянские торпеды MU90.

Строительство корвета, наряду с разработкой ОТРК «Сапсан» и поставками танка «Оплот», в 2007 году было выведено в отдельную государственную программу. Стоимость головного корабля проекта 58250 (а всего планировалось к 2021 году построить четыре, а к 2026 году – уже 12 таких кораблей) оценивалась приблизительно в 250 млн евро. Изначально первый корвет планировалось сдать заказчику в конце 2012 года, однако из-за недостатка финансирования аппетиты постепенно сокращались, а сроки сдачи неоднократно переносились.

Так, в последний раз строительство корабля было профинансировано в конце 2013 года, после чего ресурсы были перенаправлены на более актуальные потребности — борьбу с российским вторжением на Донбассе. По состоянию на 2017 год, когда Минобороны вновь заявило о возобновлении строительства, готовность корпуса головного корвета оценивалась в 80%, а общая готовность всей конструкции корабля — всего 17%. При этом сроки завершения программы сдвинулись до 2028 года. К тому времени планировалось построить четыре корвета, а головной корабль спустить на воду в 2022 году. Объемы финансирования были увеличены вдвое — с 16,2 млрд до 31,9 млрд гривен.

Корвет «Владимир Великий» по состоянию на сегодняшний день. Фото с сайта Флот-2017

Однако после 2018 года денег на проект не выделяли. Летом 2019 года во время посещения президентом Владимиром Зеленским Николаевского судостроительного завода, тогдашний министр обороны Степан Полторак предложил арендовать цех Черноморского судостроительного завода, который занимался реализацией проекта «корвет», закончить сваривание корпуса и перевезти его на Николаевский судостроительный завод, где и завершить строительство корабля. При этом все СМИ отмечают, что Зеленский такое предложение одобрил. Тогда на достройку корабля расчетам требовалось еще 5,8 млрд грн (около 200 млн евро).

И вот теперь новое заявление и новая сумма. Теперь уже стоимость достройки корвета оценивается в 8,3 млрд грн, без учета боекомплекта, что по нынешнему курсу составляет примерно 260 млн евро (и это при том, что новый турецкий корвет стоит 265 млн евро). И самый главный вопрос, на который никто не дает ответа, какой именно вариант вооружения предусматривается для корветов турецкого образца и какой для того же «Владимира Великого»? Пока ясно одно – никакого корабельного вооружения наша военная промышленность предложить пока не может и это ярко показал пример «колхозного» довооружения американских «Айлендов».

Все нынешние рассуждения адмиралов об оснащении кораблей проекта 58250 американскими противокорабельными ракетами «Гарпун», европейскими торпедами, итальянскими автоматическими орудиями не стоят выеденного яйца, поскольку нет ни одного заявления со стороны западных партнеров о том, что они готовы поставлять такое вооружение. Полностью ракетные катера со своим вооружением – охотно, а вот вооружение отдельно – с этим есть серьезные проблемы.

Справедливости ради стоит сказать, что в свое время бывший посол США в Украине Джон Хербст заявлял, что на хранении в США находятся сотни противокорабельных ракет «Гарпун» производства 1970-х годов, а теперь их вполне могут передать и бесплатно. Однако за последнее время цена обещаний любого экс-чиновника, даже американского, весьма подупала и вряд ли стоит рассматривать их как истину в последней инстанции.

Все на что мы можем сейчас рассчитывать (и то с некоторой натяжкой) — это корабельное вооружение турецкого производства. Но тогда проект «Владимир Великий» надо будет кардинально переделывать, а это еще дополнительные траты.

Что примерно могут поставить нам турецкие предприятия хорошо видно по составу вооружения корвета Deniz han, построенного компанией Dearsan и буквально на днях переданного ВМС Туркменистана. Это 76-мм артиллерийская установка Leonardo, спаренная 35-мм зенитная артиллерийская установка ASELSAN GÖKDENİZ (Korkut-D), зенитный ракетный комплекс MICA (2х8 пусковых установок), противокорабельные ракеты Otomat Mk 2 и торпедное вооружение. То есть можно предположить, что именно такой состав вооружения, но без противокорабельных ракет, вполне реален и для «Владимира Великого», если его все-таки соберутся достраивать.

Корвет Deniz han. Фото с сайта Флот-2017

Нельзя не отметить, что нынешние заявления о замене «Гетьмана Сагайдачного» на «Владимира Великого» ныне выглядят, как минимум, слишком пафосными – мало кто задумывается, например, о том, что корабль строящийся уже, как минимум, 10 лет уже имеет усталость металла и значит срок его службы в строю сокращается примерно на такой же срок. Возникают сомнения и насчет готовности украинских предприятий в принципе довести до ума корабль таких размеров. Соответствующие компетенции давно утрачены. Сам Андрей Таран прямо увязывает достройку «Владимира Великого» с приобретением новых возможностей украинскими предприятиями, которым предстоит достраивать турецкие корветы класса Ada.

То есть, возможная достройка «Владимира Великого» вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов. Совершенно не исключено, что новая попытка реанимировать заглохший проект закончится безрезультатно.
 

Ще на цю тему