Олимпиада в Сочи: английский взгляд Института Культурных Столиц


Беатрис Гарсия, глава Института Культурных Столиц . Фото с сайта russ.ru 

Русский Журнал, BlackSeaNews.  

Культурная Олимпиада Сочи-2014, как историческая составляющая олимпийской «лихорадки», как «совесть и визитная карточка» национальной культуры, стартовала в мае 2010 «грандиозным шоу, собравшим на главной площади города-курорта известных артистов, политиков, а также около 10 тысяч жителей и гостей Сочи», как радостно возвестил сайт горадминистрации Олимпийской столицы. С тех пор было реализовано немало громких и не очень проектов «высокого штиля».

Джазовые конкурсы и фестиваль, театральный форум «Текстура-Олимп» и детский «Класс мира», звезды Петербургского балета, цирк Cirque Du Soleil на крайнем севере, фестиваль экологического искусства Green Art, культурный Марафон регионов России... Перечислять все, что спели, сплясали, сыграли и т.п. участники сего значительного всероссийского действа можно еще очень и очень долго.

Российские СМИ «обозревали и констатировали». Неравнодушные к культуре люди умилялись прыти, креативности и оперативности «культурных олимпийцев»... Впрочем, при всеобщем понимании, что «Культурная Олимпиада – это хорошо и весьма полезно», о практическом ее международном значении конструктивно речь в условиях хлопотных подсчетов – «окупится – не окупится Олимпиада», «придут – не придут инвесторы», «приедут – не приедут в Сочи туристы» пока не велась. 

Как видят поющую и пляшущую олимпийскую Россию абстрагированные от насущных финансовых олимпийских перипетий европейские эксперты? Что прогнозируют? На эти размышления BSN и прямые вопросы «Русского Журнала» ответила глава Института Культурных Столиц Беатрис Гарсия.

Беатрис Гарсия – глава базирующегося в Ливерпуле Института Культурных Столиц. Уже около двадцати лет занимается исследованиями культурных политик, влияния культурной сферы на развитие регионов, и в частности знаковых событий, таких как Культурные Столицы Европы или Олимпийские игры. Она занималась разработкой и оценкой программ Культурных Столиц Глазго-1990 и Ливерпуль-2008, афинской и пекинской Олимпиад, Игр Содружества-2002 в Манчестере.

После своей первой поездки в Россию Беатрис Гарсия поделилась своими впечатлениями от столицы и от процесса подготовки к сочинской Олимпиаде, а также соображениями по поводу того, как Россия могла бы получить наибольшую пользу от этого события.

Звезды Петербургского балета. Фото с сайта bbc.co.uk

Русский Журнал: Как Вы оказались в России? Ваша поездка была связана с Олимпиадой в Сочи?

- На Олимпиаде в Ванкувере мы познакомились с людьми из сочинской социальной сети, посвященной будущей олимпийской столице, СочиРепортер. В России есть группа людей, заинтересованных в развитии социальных медиа с целью привлечения нового способа вести диалог об Играх: с использованием Интернета, блогов и прочих виртуальных пространств. Они пригласили нас в Москву – на большую ежегодную журналистскую конференцию в МГУ, где также велись разговоры о том, чем могут быть полезны Олимпийские игры, когда они дают одной стране такое широкое освещение в СМИ.

Однако меня не столько интересуют новые медиа сами по себе, сколько то, как они – и в особенности те из них, которые основаны на user-generated content (материале, создаваемом пользователями) – создают пространство для обсуждения тех аспектов Олимпиады, которые обычно остаются незамеченными, так как в традиционных СМИ внимание им не уделяется.

Я говорю, например, о Культурной Олимпиаде. Это программа в рамках Олимпийских игр, которая имеет уже столетнюю историю и является частью олимпийских ценностей, подчеркивая связь спорта, культуры и образования, а также идею о том, что творчество может играть такую же роль в демонстрации непревзойденного мастерства, как и спорт. Сейчас она стала совсем уж малым компонентом Олимпиады, и основные олимпийские СМИ говорят только лишь о медалях и спортивных событиях.

Я уже в течение 12 лет занимаюсь различными Культурными Олимпиадами, так что моя поездка в Москву в контексте этой конференции, журнализма, новых медиа стала хорошим поводом для встречи с кем-то, кто занимается конкретно Культурной Олимпиадой в рамках Сочи-2014. Так что я попросила встречи с Нонной Шатовой, руководителем культурного отделения сочинской команды.

Кубанский казачий хор. Церемония открытия Культурной Олимпиады возле Зимнего театра Сочи. Фото с сайта sochiadm.ru

И какое у вас сложилось впечатление, как много внимания уделяется собственно культурной стороне Олимпийских игр в России?

Как и в случае многих предыдущих Олимпиад, непросто получить средства на данную часть Игр, потому что у организационного комитета, конечно же, достаточно других приоритетов – спортивные мероприятия, обеспечение безопасности и т.д. Однако, несмотря на то, что на стадии заявки Сочи не имел особых амбиций по поводу культурной части программы, сейчас это измерение приобрело большее значение для команды.

Во время формального передаточного инструктажа с Ванкувером – традиционного момента, когда предыдущие хозяева Олимпийских Игр передают свой опыт следующим – Сочи узнал, что Ванкувер, как и многие хозяева Летних Игр, попытался использовать Культурную Олимпиаду для организации всенациональной программы и вовлечь в процесс всю Канаду. Так что сочинская комнада подумала: «Так давайте же попробуем создать всероссийскую программу». Это волнующая и важная для России возможность, и это шанс для каждого региона сыграть свою роль и построить культурный обмен, основанный на том интересе к Олимпиаде, который наблюдается по всей стране.

Культурные менелжеры попробовали завязать диалог с отдалёнными регионами, которые никогда не работали вместе, чтобы как-то установить связь в рамках тех инициатив, которые уже существовали, придать им больше значимости. И, например, команда Культурной Олимпиады Сочи уже провела какую-то работу по части различных традиционных игр и спортивных занятий в этих регионах, которые представляют новый взгляд на то, чем спорт может являться для общества.

Культурная Олимпиада в регионах. Челябинск. Фото с сайта oformat.su

Вы имеете в виду, среди коренных народов, представителей различных национальностей?

- Да. Это кажется очень интересной и глубокой темой, которая создаёт платформу для демонстрации богатого опыта России и того разнообразия, которое страна может предложить. Однако что гораздо сложнее, так это представить данные мероприятия на национальном уровне. Основная трудность в том, что обычно центральные СМИ не особо интересуются региональными событиями, и на каждых Играх Культурной Олимпиаде приходится доказывать, что она тоже достойна освещения.

В рамках каждой местной среды Культурная Олимпиада воспринималась как что-то важное, как часть такого значительного события, как Олимпийские Игры. Под знаменем Сочи-2014 в эти отдалённые места приезжал какой-нибудь спортсмен, представитель официальных Игр, и создавалась определённая свзязь региона с центром, с помощью олимпийских фондов и престижа. Основная проблема состояла в том, чтобы представить этот процесс с противоположной стороны – то есть сделать так, чтобы о нём услышали по всей России, а не только в тех регионах, где проходили эти события.

Другой значимой и интересной инициативой стало то, что центральные, культовые российские образования – Большой театр и другие театры высшего эшелона, крупные писатели и т.д. – будут представлять свои труды в Сочи и проводить занятия с молодыми людьми со всей России, которые пройдут отбор на всероссийских творческих конкурсах. Молодёжь со всей страны будет участвовать в различных театральных, музыкальных, литературных мероприятиях.

Существует много довольно интересных и важных небольших инициатив, но трудно донести эту идею до публики. Просто этот аспект не имеет той ясности, слаженности, законченности, которые присущи самой идее Игр.

Один из проектов Культурной Олимпиады. Фото с сайта olx.ru

А чтр Сочи всё же делает для распространения информации об их деятельности среди населения? Ведь наверняка многие молодые артисты были бы очень заинтересованы в участии в чем-то подобном...

- На мой взгляд, немного нехватает эффективной коммуникации – отчасти из-за недосаточного финансирования и необходимости соревноваться с популярностью Игр как элитного спортивного мероприятия. Таким каналам, как СочиРепортер или другие социальные сети, которые вообще являются отличной платформой для распространения разнообразной информации культурной направленности, приходится непросто в своих попытках достучаться до заинтересованных сообшеств по всей стране. Однако в 2014, когда все взгляды будут устремлены к Сочи, ситуация может измениться.

С одной стороны команда Культурной Олимпиады довольно невелика и у них нет достаточного бюджета для того, чтобы сделать какие-то действительно новые вещи. Но, с другой стороны, что у них есть, так это возможность отметить – и лишний раз напомнить всем о них – те достижения, которые уже в большей или меньшей мере развиты, перед теми, у кого уже есть интерес к тому, чтобы прийти и ознакомиться с предложением Олимпиады. И, очевидно, что эти инициативы должны спонсироваться государственным сектором, с тем, чтобы не возникло недоразумений со спонсорами, у которых есть эксклюзивные права в отношении Игр.

Сочинская команда уверяет, что они действительно занимаются налаживаием контактов по всей России, что уже само по себе непростая задача, но с кем именно устанавливаются контакты, и кто в курсе происходящего – это остаётся не совсем ясным. Хотя один аспект определённо успешен и эффектифен – это связь культурной программы с образованием, то есть со школами. А именно, рассылка информации о культурной программе среди ряда школ по всей стране.

Также довольно важной инновативной линией в российском контексте явилось привлечение артистов с физическими ограничениями. Это, как я поняла, не особо распространено в российской практике.

И, разумеется, большим достижением, стало бы создание идеи Сочи как культурной столицы 2014 года, через привлечение культовых культурных учреждений топ-класса, таких как Большой театр, которые впервые привезут туда свои программы, и своеобразную трансформацию местности из просто традиционного туристического городка в культурно-креативный центр. Конечно, всё это также связано с созданием Международного Олимпийского Университета и с вовлечением больших артистов.

Так что, в итоге там есть известные в мире музыки и театра имена (для привлечения внимания медиа), определённый набор местных инициатив (которые демонстрируют разнообразие и участие различных регионов), а также школы (привлечение молодёжи и достижение разностороннести программы).

Но вот есть ли там место для того, чтобы открыто объявить всем артистам: «покажите нам ваши идеи, давайте посмотрим, какие есть новые мысли, куда мы все движемся...» – в контексте такого большого и сложного события, как Игры, это практически невозможно. У команды культурного подразделения Сочи нет ни времени, ни средств для того, чтобы дотянуться до среднего звена, то есть тех артистов и творцов, которые не являются представителями ни топовых национальных учреждений, ни отдалённых регионов. Так что здесь, наверное и лежит этот большой пробел, который может создавать ощущение непричастности среди некоторых артистов: присутствует только верхушка и низы, середине места не осталось. Таково моё впечатление.

Акция «Домисолька» и дети России – Олимпиаде в Сочи!» – концерт в Государственном Кремлевском Дворце. Фото с сайта sochi2014.com

Вы лично плотно вовлечены в олимпийский процесс, и вы знаете о Сочи. А как вам кажется, осведомлены ли люди за пределами России о том, что Олимпийские игры пройдут в городе Сочи? Что вообще есть такой город, Сочи?

-Я думаю, что это общая для Зимних игр тенденция, что все случается уже в год Олимпиады. Летние Олимпийские игры в этом плане имеют большую узнаваемость. Сейчас люди ни о чем таком особо не знают и не слышат. Но, например, даже в Великобритании, у людей довольно ограниченная информация о Лондоне-2012. Да и то, по большей части, это негативные аспекты.

Я думаю, все услышат о событии перед самыми Играми, в начале 2014. Будут громкие разговоры, как и вокруг Солт-Лейк-Сити или Турина, но это всё же очень узко ориентированное событие. Страны с длительной традицией Зимних игр – Дания, Финляндия – они будут очень заинтересованы Играми и будут стремиться услышать побольше о Сочи. В таких местах, как Испания, которые не очень сильны в Зимних играх, там информация будет довольно ограниченная и сконцентрированная на спортивных мероприятиях. Здесь Культурная Олимпиада вряд ли получит какое-то освещение. Вновь обращаю внимание: Зимние Игры, по сравнению с Летними, имеют более ограниченную аудиторию.

Сочи необходимо хорошо подумать над тем, как они используют олимпийский импульс. Я уверена, что в пределах России Олимпиада станет важным моментом переосмысления этого города. Команда культурного отеделения работает над репозиционированием Сочи как места, которое стоит того, чтобы его посетить, сейчас когда Россия открыла границы и обеспеченные граждане предпочитают отдыхать за рубежом. Нужно показать всем, что Сочи – это уже не устаревший курорт, и не просто красивое место, а там ещё можно найти отличные отели, рестораны и культуру.

Оглядываясь на другие Зимние игры, можно ожидать отдельно фокуса на привлечении любителей зимних видов спорта. Они должны услышать: «Вы может уже знаете все эти места в Европе и Америке, а ведь ещё есть мы – прекрасное, интересное экзотическое место!». Так что я бы ожидала, что коммуникационная стратения Игр будет направлена на стратегическое позиционирование на этом фронте с использованием культурных мероприятий, чтобы показать: «Это не просто Игры, мы можем ещё много чего предложить».

Сейчас Сочи более известен как летний, а не зимний курорт, и у него есть шанс стать полным жизни курортом, одинаково успешно функционирующим как летом, так и зимой. Солт-Лейк-Сити, в США раньше не был особо известен и ассоциировался главным образом с культурой мормонов. Однако городу удалось продемонстрировать свою привлекательность и репутацию на национальном уровне, а затем и в специфических кругах тех людей, которые колесят по всему миру в поисках лучших горных курортов для катания на лыжах.

Я думаю, ваша линия «зима-лето» довольно интересна и продуктивна. Как в случае Турина было «мы – центр городской жизни, мы – не просто гора, а большой важный город». И в случае Сочи культурный аспект очень важен для того, чтобы показать: «Мы – город со всевозможными мероприятиями и фестивалями, а ещё у нас есть пляж, и горы, места для прогулок и всё остальное...».

Получится ли в итоге у Сочи выйти и на международный уровень, я не уверена – многое будет зависеть от того, как они преподнесут церемонии открытия и закрытия, и какой образ России они там представят. Я всегда настаиваю, что лучший сценарий – это когда церемонии окрытия-закрытия будоражат воображение и оставляют у людей такое чувство «я хочу узнать об этом побольше, где мне найти ещё информацию?», а потом ещё разжигают его культурной программой. Вот тогда медийность, обеспечиваемая Играми, используется наиболее эффективно.

Фестиваль оперного искусства "Басы XXI века" в рамках Культурной Олимпиады, Самара. Фото с сайта sochi2014.com

Вы можете привести пример городов, у которых получилось успешно использовать такую тактику?

- Да, думаю, опять же, у Барселоны была очень продуманная церемония открытия, очень оригинальная и дерзкая. Сидней – так себе... Сидней слишком уж ударился в клише, хотя все было очень увлекательно, но, на мой взгляд, церемония открытия была недостаточно провокационной. Она использовала очень традиционную линию представления Австралии и ее необычности глазами белого человека, она не учитывала перспективу коренных и приезжих обществ: «мы, белые люди, открываем для себя такую незнакомую Австралию».

С технической стороны в Сиднее все было прекрасно, но остальная часть населения опять подумала: «А, как всегда, это не для нас сделано». Так что, повторю, успешная церемония, но недостаточно хороша, чтобы заинтересовать людей в самой культурной программе. Если церемонии не играют на любопытстве зрителя и выглядят самодостаточными – «мы показали все, нет необходимости искать что-то еще» – тогда вы просто упускаете возможность заинтересовать людей, сделать так, чтобы они хотели узнать побольше о том, что увидели.

Мне кажется интересным сравнить Сидней и Барселону как два примера церемоний, которые хорошо сработали для СМИ. При этом, последняя преподнесла интересное культурное шоу, которое пришлось по нраву как медиа, так и основной массе людей, и оставила ощущение «здесь есть еще много чего, что нужно посмотреть». А первая показала слишком много клише, которые совсем не разбудили воображение, потому что зритель просто подумал: «А, ну это я уже знаю, я уже все видел». Так что здесь кроется опасность.

Афины... Очень зрело и утонченно, может быть даже излишне...

Пекин пытался поразить всех масштабом. Я думаю, многие действительно были впечатлены китайской техничностью и перфекционизмом, но не уверена, что были какие-то попытки показать современные, новые идеи, которые есть в Китае. Это была просто демонстрация совершенного исполнения и огромного масштаба...

Так что я не знаю, чего ожидать от Сочи. Я очень надеюсь, что организаторы попробуют бросить вызов тем клише, что существуют вокруг России, но проблема с этой церемонией в том, что хочется понравиться всем.

Не хочется все слишком усложнять, и нужно четко представлять, какова цель Игр, в культурном плане. Вы хотите показать современную Россию? Хотите позиционировать Сочи как туристическое место, завоевать узкую целевую аудиторию? Вы хотите бросить людям вызов? Или укрепить классические стереотипы, которые распространены по всему миру; «да, у нас есть балет, отличная архитектура, писатели и все такое»? Или оставить место для дерзости и нахальства и сказать: «Но вы же еще не знаете всего, здесь столько всего нового происходит, вам просто необходимо приехать и самим увидеть».

Последнее – это то, что в свое время сделал Турин. У них была очень, очень правильная церемония открытия. Они не хотели показывать классическую Италию, а выехали на Феррари и показали образ дизайна, урбанистичности, индустриальности. Там совсем не было Италии, спагетти и Венеции, ничего классического, но получилось отлично. Они хотели сказать: «Мы северные, мы индустриальные, но очень классные, и вы это знаете».

Мне очень любопытно, что же получится, потому что, помимо даже Культурной Олимпиады Сочи-2014, я увидела много движения, много новых, молодых людей, очень предприимчивых и со свежими интересными идеями. Меня, конечно, очень интересует также, доступно ли подобное творчество для широкого круга людей, или является прерогативой богачей – людей, которые могут путешествовать, инвестировать в новые идеи – и не просачивается к низам. Вот это мне неизвестно.

Церемония открытия Олимпийских игр в Турине. Фото с сайта foto.rambler.ru

А Вы планируете наблюдать за процессом Сочи-2014? Хотя, конечно, с Лондоном-2012 у Вас сейчас немного будет времени....

- Да, следующий год будет весь занят Лондоном, у меня там много работы по Культурной Олимпиаде. Но у меня такое чувство, в особенности – благодаря университету, что Игры оставят интересное наследие для России, и, конечно, для Сочи. Эти огромные инвестиции в создание университета обеспечат дальнейшую связь с международным образовательным сообществом. Каждый профессор, которого в Сочи пригласят из-за границы, будет говорить что-то провокационное, и это будет способствовать продолжению диалога с людьми, которым интересно, чего же город добился, в чем была суть Игр.

Конечно, специализация университета показывает уклон скорее на менеджмент и бизнес, а не на культуру, но если они пригласят меня, я буду говорить о культурном аспекте. Так что я уверена, что еще вернусь в Сочи, вероятно, к самой Олимпиаде.

Я убеждена, что Игры окажут большое влияние на Сочи. Будет ли также на российском уровне – не уверена.

Хотя организаторы действительно вступили сейчас в реальный диалог с региональными сообществами, которые никогда раньше не работали над единым проектом, что реализуются различные инновативные идеи и открываются новые перспективы...

Культурная Олимпиада. Гастроли музыкального театра ТО «Премьера»: вечер современной хореографии «Новеллы: только о любви», г. Сочи. Фото с сайта sochi2014.com

...BlackSeaNews благодарит «Русский Журнал», поднявший столь актуальные вопросы, и госпожу Гарсия,  предположения и выводы которой переоценить трудно. Особенно на фоне абсолютной несистематизированности СМИ относительно Культурной Олимпиады и того, а что же останется Сочи после 2014 года, кроме сооружений-гигантов? Из того, что руками не потрогать, а широкой русской душе приятно... А вдруг – международное признание, как «креативной мекки», где есть все – и море, и горы, и спортивная инфраструктура, и гостеприимство, и высокая культура??...

Коментарі:



Ще на цю тему:

Ми в соцмережах
Новости от KINOafisha и TVgid
Загрузка...
Загрузка...
Новинки кино - http://kinoafisha.ua/skoro/
Архів новин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд