В Турции обнаружены два грузинских монастыря и крепость, считавшихся исчезнувшими

08:06 06.07.2015

Сотрудниками грузинского Центра исследований туристических и культурных ресурсов на отошедшей к Турции территории исторического региона Тао-Кларджети были зафиксированы два считавшихся исчезнувшими монастыря – Балвани и Гасадинари, а также Светис цихе (Столповая крепость).

Всего в списке достижений этой организации – 144 доселе не упомянутых в известных науке источниках объекта, пишет Грузия Online.

По словам исследователя названного Центра Анны Имедашвили, в задачи коллектива входит изучение памятников любого статуса и типа в 1000 исторических селений и на прилегающих к ним территориях.

«Это спешное дело, поскольку памятники с каждым днём разрушаются, а вместе с ними исчезает и наша древнейшая история. В то же время обнаружение этих памятников позволяет с точностью установить границы исторической Грузии. Все эти памятники и топонимы являются фактическими историческими доказательствами», - отмечает она.

По словам коллеги Имедашвили, Ани Гелашвили, «нашим путеводителем является «большой дафтар» (инвентарная книга) вилайата Гурджистан (Грузии), в котором подробно описаны территории и топонимы. Мы также используем историко-этнографические труды Вахушти Батонишвили, Эквтиме Такаишвили, Вахтанга Джобадзе, материалы европейских и турецких исследователей. Но многие из описанных памятников они воочию не видели, и мы становимся их первооткрывателями.

Монастыри Балвани, Гасадинари и крепость Светис цихе мы обнаружили совсем недавно. Все три памятника сильно повреждены. Следы былого величия сохранил только монастырь Балвани. Он находится в труднодоступном месте, так же как и монастырь Гасадинари.

Темур Хуцишвили, научный руководитель экспедиции, рассказывает: «В пограничном регионе военная полиция проверяет всех поголовно. Не успеет появиться «чужак», каждый второй сельчанин звонит в жандармерию. Правоохранители следуют за нами по пятам, поэтому в последнее время, не успев прибыть на место исследований, мы направляемся в жандармерию и просим помочь нам беспрепятственно изучать памятники культуры.

Хотя и это не может нас оберечь от золотоискателей. Часть населения на этих территориях занята кладоискательством, люди ищут золото, керамические, бронзовые изделия, несмотря на то, что местные власти жёстко борются с этим вредительством. Драгоценнейшие находки продают нелегально. Из-за этого мы неоднократно оказывались в опасной ситуации. Однажды к нам подошли, извлекли из автомобиля рабочие инструменты и сказали: мы дадим вам поработать на любой глубине, поможем с извлечением сокровищ, потом мы их поделим и разойдёмся. Когда мы сказали, что раскопками заниматься не собираемся и кладами не интересуемся, они не поверили и долго контролировали нас. Им было трудно поверить, что кровные деньги на бензин потрачены только для того, чтобы произвести замеры и описать памятник, а не искать на его территории золото».

Как сообщила Анна Имедашвили, «крепость Светис цихе упоминает в своих трудах Сумбат, сын Давида и Вахушти Батонишвили. Современные историки высказывают различные мнения по поводу идентификации этой крепости.

Несмотря на урон, нанесённый временем, Светис цихе удивительно впечатляюща. Она расположена на протяжении 800 метров по скальному хребту на северо-западе деревни Тбети (современное название Чевизиль). Сохранились небольшие фрагменты стен, построенных сухой кладкой и с помощью раствора.

Ани Гелашвили рассказала, что в двух километрах от деревни Балвана (современное название Киразли), на правом берегу реки Ошоретцкали, по хребту Арсиани сохранился монастырский комплекс Балвани. Согласно данным на орнаментах, он должен быть датирован XIII в. В состав комплекса входит храм, в нижней части которого расположена усыпальница, в скалу встроено несколько этажей жилых помещений.

В верхней скале – пещера, к северу от монастырских строений – водопад. На территории церковного двора сохранился винный погреб – марани и небольшая давильня с желобами, направленными прямо в квеври – огромные, зарытые в землю кувшины для хранения вина. Историческое название деревни – Балвана – восходит к «Балис саванэ», что в переводе означает «Черешневая обитель» - местная ягода была знаменита на весь регион Шавшети. И современное турецкое название Киразли в переводе также означает «Черешневые места». Деревню Балвана упоминал академик Нико Марр в 1904 г. и Б. Баумгартнер (1906), хотя описание селения они не оставили.

В верхней скале – пещера, к северу от монастырских строений – водопад. На территории церковного двора сохранился винный погреб – марани и небольшая давильня с желобами, направленными прямо в квеври – огромные, зарытые в землю кувшины для хранения вина. Историческое название деревни – Балвана – восходит к «Балис саванэ», что в переводе означает «Черешневая обитель» - местная ягода была знаменита на весь регион Шавшети. И современное турецкое название Киразли в переводе также означает «Черешневые места». Деревню Балвана упоминал академик Нико Марр в 1904 г. и Б. Баумгартнер (1906), хотя описание селения они не оставили.

Из Центра исследований туристических и культурных ресурсов пришло печальное известие. Обнаруженный около двух лет назад в деревне Кундзулети, близ местности Артаант, молитвенный камень царя Давида Куропалата, утерян. Этот камень был важнейшим историческим свидетельством, на котором, помимо молитвы царя, сохранялась выбитая надпись о том, что храм сей построил Давид Куропалат. Эта лапидарная надпись доказывала, до каких пределов распространялось господство Куропалата. По словам исследователей, прибыв в Кундзулети повторно, камня они не нашли. Он, предположительно, стал жертвой «чёрных археологов», которые в орнаментированных камнях с надписями ищут золото, раздалбливая их. Они верят, что в подобных камнях могут быть спрятаны сокровища. К сожалению, грузинские власти не могут гарантировать сохранность подобных исторических памятников.

Ще на цю тему