Крымские власти близки к отказу от создания казачьих станиц

17:59 18.04.2012

Крымские власти близки к тому, чтобы отказаться от создания казачьих станиц на территории полуострова. Рабочая группа, созданная Советом министров АРК для изучения данного вопроса, не нашла доказательств того, что в Крыму вообще когда-либо существовали поселения казаков.

Созданием «казачьих станиц» крымская власть озаботилась под занавес минувшего года. В декабре 2011 г. при Совете министров Крыма даже была образована специальная рабочая группа, которой поручили разработать и представить правительству автономии план мероприятий по вопросу создания культурно-этнографических объектов в виде поселений казаков.

Как отмечалось в соответствующем распоряжении Совета министров Крыма №709, казачьи станицы должны были создаваться «с целью развития культурно-познавательного туризма и сохранения казачьих традиций», а также в соответствии с планом реализации первого этапа (2011-2013 годы) Стратегии экономического и социального развития Крыма.

Главный инициатор всей этой затеи – бывший депутат Верховного Совета Крыма Владимир Черкашин, называющий себя верховным атаманом Крымского казачьего союза, тогда пояснил, что главная цель создания казачьих станиц – развитие зеленого туризма в Крыму.

«Работая с архивами, мы нашли точные места существования казачьих станиц в Крыму: 1771 год – в районе села Донское, 1778 – первое поселение, основанное Потемкиным, и другие. Мы не предполагаем, чтобы там кто-нибудь жил. Будем развивать зеленый туризм. Будем договариваться с районными властями, чтобы земля выделялась конкретно на станицу. Нам любая земля подойдет», – сказал Черкашин журналистам. Он также сообщил, что все здания в станицах будут строиться по образцу XVIII века и только за счет спонсорских средств.

«Средства из бюджета не будут задействованы. За счет спонсоров будем строить. Но все это долгосрочные проекты, пока только идет разговор», – добавил Черкашин.

Как стало известно Crimea 24, рабочая группа при Совмине решила, что вопрос о создании казачьих станиц на территории Крыма нуждается в дополнительном изучении. Власти нашли документы, подтверждающие факты пребывания казачьих полков на территории полуострова в годы царской России и гражданской войны (кстати, есть немало свидетельств и о существовании в Крыму казацких карательных отрядов СС, которые в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками дислоцировались, в частности, в с. Мазанка Симферопольского района).

Однако ни одного документального подтверждения того, что на территории Крыму существовали поселения (станицы) казаков, крымским властям обнаружить не удалось. Теперь рабочая группа решила направить запросы в архивные и музейные учреждения Украины и России с просьбой документально подтвердить или опровергнуть наличие в прошлом казачьих станиц на территории полуострова.

Казачьи организации, разумеется, восприняли в штыки позицию властей по данному вопросу. Один из членов рабочей группы при Совмине – Антон Сироткин, представляющий Совет атаманов Крыма, заявил, что в поиске документальных подтверждений существования станиц на полуострове нет необходимости, поскольку «присутствие казаков в Крыму является абсолютно очевидным фактом».

Кстати, в новейшей истории Крыма уже был прецедент, когда казакам выделили землю для организации казачьей заставы. Было это еще в 2005 году в Коктебеле. Однако никакую «заставу», разумеется, строить никто не собирался. 2,7 гектаров земли, выделенных бесплатно в районе Тихой бухты, коктебельские казаки собрались... продать неким бизнесменам под строительство оздоровительного комплекса, что вызвало бурный протест со стороны «конкурирующей фирмы» – представителей т.н. Феодосийского полка Международного союза казаков, которые, очевидно, тоже имели виды на этот земельный участок. В конце концов Коктебельский поссовет решил забрать спорную землю обратно.

В том, что власти автономии не нашли свидетельств существования казачьих станиц на территории полуострова, нет ничего удивительного. Ведь, по словам историков, само словосочетание «крымское казачество» является нонсенсом. В отличие от Дона, Кубани или Запорожья, где казаки проживали исторически, Крым никогда не был ареалом их обитания. На этом же настаивают представители крымских татар, у которых часто возникали конфликты с представителями «казачьих» организаций.

«Крымского казачества в природе не существовало. И возрождать тут нечего – нет ни традиций, ни мест их поселения», – считает президент Фонда исследования и поддержки коренных народов Крыма Надир Бекиров. По его словам, при таком подходе «можно тут возрождать турецких янычар, французских зуавов и техасских рейнджеров, и они будут иметь такое же отношение к Крыму, как и казаки».

Действительно, люди, называющие себя представителями казачества, появились на полуострове уже в годы независимости Украины. Это были, как правило, уволенные в запас военные, отставные милиционеры и прочий люд, ностальгирующий по ношению военной формы либо желающий самореализоваться столь необычным образом. 

Первоначально «казачьи» формирования в Крыму выполняли роль своего рода охранных структур, которые работали на конкретных хозяев и защищали их бизнес-интересы. Впоследствии «казаков» стали использовать различные политические силы, в том числе для создания межнациональной и межконфессиональной напряженности на полуострове. Достаточно вспомнить инциденты, случившиеся в последние годы с участием «казачества» в селах Веселое и Морское под Судаком, в Симеизе, Партените, Бахчисарае, Феодосии и других населенных пунктах Крыма.

«Прикрываясь интересами якобы защиты славянского населения, эти формирования на самом деле никакой помощи органам внутренних дел в охране общественного порядка не оказывают, – заявил в 2005 году начальник Главного управления МВД Украины в Крыму Владимир Хоменко. – Этим занимаются из 22-х формирований только 5. Остальные 17 наоборот создают конфликтные ситуации в ряде регионов полуострова».

 В результате руководство крымской милиции вынуждено было провести встречу с представителями «казачьих» организаций и прямым текстом предупредить их о недопустимости «во-первых, дестабилизации каких-то конфликтов, во-вторых – участия в разделе-переделе имущества и, в-третьих – незаконном зарабатывании денег».

О необходимости прекратить деструктивные процессы в «казачьем» движении Крыма заявляло и нынешнее правительство автономии во главе с Анатолием Могилевым.

«Настало время для пересмотра многих сложившихся за последние годы реалий, связанных с деструктивными процессами в казачьем движении, – отмечалось в резолюции круглого стола с участием руководства Совмина и представителей «казачьих» организаций Крыма. – Это, например, многочисленность самодеятельных казачьих и псевдоказачьих структур, сомнительные охранные фирмы, дискредитирующие казачество агрессивной и часто противозаконной деятельностью в интересах частных лиц и фирм. Это объединение под казачьими знаменами людей, которые не знают и не желают соблюдать казачьих традиций».

По материалам Crimea 24

Теми: