Крым, Украина, Черноморский регион: безопасность и развитие (1)

19:09 02.06.2011

Руководитель проекта «Крым, Украина в координатах Черноморской безопасности», директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский и профессор Мустафа Айдин (Турция) на круглом столе в Одессе 25 мая 2011 года

От редакции BlackSeaNews: В последнее время в Украине растет внимание к Черноморскому региону, что не может не нравиться BSN:)). В конце мая в Одессе состоялся круглый стол, организованный Фондом Open Ukraine, а в апреле Центр Разумкова провел в Киеве профессиональную дискуссию по этим вопросам.

BSN начинает новую серию публикаций по Черноморской проблематике в нашем переводе на русский язык...

Тезисы Центра Разумкова
к профессиональной дискуссии

Центр Разумкова, Киев

«Крым, Украина в координатах Черноморской безопасности». Информационно-аналитические материалы к Профессиональной дискуссии на тему
«Крым: безопасность и развитие» 6 апреля 2011 года

При поддержке программы «Матра» Посольства Королевства Нидерландов в Украине

Перевод с украинского
и фото с круглого стола в Одессе 25 мая 2011 года
Андрей Клименко,
BlackSeaNews

Крым является особым регионом Украины, как в географическом, так и в историческом, этническом, конфессиональном аспектах. В Крыму пересекаются истории двух мировых империй — Османской и Российской, сосуществуют две мировых религии — христианство и ислам, проживают разные этносы, связанные общим историческим опытом, — как позитивным, так и травматическим.

Крым хранит память и о своем статусе пограничного форпоста в ядерном противостоянии двух мировых полюсов силы — Запада и СССР, НАТО и Варшавского договора, которые непосредственно соседствовали в Черном море.

Распад СССР, «социалистического лагеря» и двухполярного мира в целом повлекли не только массовые миграции и репатриацию этносов, но и поиск странами Черноморского региона новой идентичности, в процессе которых нарастали националистические тенденции, актуализировались исторические травмы, вспыхивали тлеющие межэтнические и/или межконфессиональные конфликты, формировались конкурирующие национальные интересы.

Все эти явления, процессы и тенденции в той или другой степени коснулись Крыма и представлены в его общественном пространстве сегодня. С другой стороны, Крым стал точкой пересечения интересов и влияний главных субъектов Черноморского региона, которые считают себя наследниками указанных выше империй, государственных образований и центров силы.

Таким образом, рассмотрение проблем Крыма вне контекста региона, его безопасности и развития, является невозможным и некорректным. Безопасность Крыма и безопасность Черноморского региона являются взаимозависимыми величинами.

Транспортные коридоры в Черноморском регионе

Карта-схема подготовлена Центром Разумкова

1. Черноморский регион:
некоторые характеристики

1.1. Как правило, к Черноморскому региону относят 10 стран: 6 прибрежных или страны Причерноморья (Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина), а также Азербайджан, Армения, Греция и Молдова (1).

Среди этих стран фактически лишь одна — Греция — принадлежит к т.н. «старым» европейским странам, которые имеют устоявшуюся идентичность, системы управления, определенные внутри- и внешнеполитические курсы.

Турция — страна, которая после устранения отмеченного выше противостояния двух центров силы в Черном море и распада СССР прибегла к принципиальному пересмотру не только своей внутренней, но и, в первую очередь — внешней политики в новых мировых координатах.

Другие 8 стран — это фактически новые государства (независимо от их исторически длительного бытия — самостоятельного или в составе разных государственных или межгосударственных образований), которые возникли на руинах СССР и «социалистической системы». Приобретя независимость, они неминуемо очутились в транзитном состоянии поисков своей идентичности и своего места в регионе и мире.

К этому времени:

  • Болгария и Румыния присоединились к ЕС и НАТО и внедряют западные демократические стандарты управления и общественной жизни;
  • в Азербайджане и России утвердились авторитарные политические режимы;
  • Грузия определилась с внешнеполитическим курсом и достигла значительных успехов в борьбе с коррупцией и налаживании механизмов и процедур демократического управления;
  • Армения, Молдова и Украина остаются странами с высоким уровнем политической нестабильности и неопределенности стратегических курсов развития.
  • В то же время, Россия фактически приняла на себя правопреемство политики СССР в Черноморском регионе и активно продвигает идею его разделения на сферы влияния путем использования давления на другие страны Причерноморья.

1.2. К настоящему времени страны региона не являются однородными не только в политическом, но и в любом другом измерении (экономическом, гуманитарном, безопасности, религиозно-конфессиональном)

они мало заинтересованы в развитии торговых связей в регионе; принадлежат к разным макрорегиональным образованиям или имеют с ними формализованные связи разного уровня (ОБСЕ, ЕС, СНГ), а также к разным системам коллективной безопасности (НАТО, ОДКБ) (2).

Что касается собственно региональных образований, то лишь одна региональная организация объединяет все 10 стран — ОЧЭС, однако к ней принадлежат также две балканских страны — Албания и Сербия, которые достаточно отдаленно причастны к сотрудничеству в Черноморском регионе и его проблемам.

Экономическое развитие: по Глобальному индексу конкурентоспособности страны региона находятся на разных стадиях экономического развития: от высшей, третьей стадии {Греция) до самой низкой, первой (Молдова), четыре страны находятся на второй стадии (Болгария, Россия, Румыния, Турция), четыре — на переходной между первой и второй (Азербайджан, Армения, Грузия, Украина).

Основные показатели стран Черноморского региона
в глобальных индексах

Гуманитарное развитие: по Индексу человеческого развития среди 169 стран мира рейтинговые места стран региона: от 43 в Грузии до 149 — у Молдовы (Украина — 130 место).

По Индексу развития человеческого потенциала Греция имеет «очень высокий» уровень развития человеческого потенциала; Молдова — «средний»; другие восемь стран, включительно с Украиной — «высокий» уровень;

по индексу состояния здоровья и начального образования населения рейтинговые места стран региона среди 139 стран мира распределились от 40 в Греции до 93 — в Армении (Украина — 66 место, четвертое место в регионе после Греции, России, Болгарии);

по индексу высшего образования — от 42 места у Греции до 91 — у Армении (Украина — 46 место, второе после Греции в регионе).

Уровень обеспечения безопасности: по Индексу безопасности человека среди 232 стран рейтинговые места: от 66 в Румынии до 158 — у Турции (Украина — 102 место, шестое место в регионе после Румынии, Армении, Болгарии, Грузии, Азербайджана);

по Глобальному индексу миролюбия среди 149 стран мира — от 45 места Румынии до 126 — Турции (Украина — 97 место, пятое место в регионе после Румынии, Болгарии, Греции, Молдовы).

Доминирующие религии: в восьми странах — преобладает или доминирует христианство (в Болгарии, Греции, Грузии, Молдове, России, Румынии, Украине — в его православной версии, в Армении — своеобразная версия христианства, несколько отличающаяся как от православия, так и от католицизма); в двух — ислам (в Азербайджане — шиитского направления (мазхаба); в Турции — суннитского.

Товарообмен: для большинства стран регион не является главным рынком сбыта продукции национальной экономики. Так, лишь Молдова и Грузия большую долю своего экспорта направляют на региональный рынок (54,5% и 45,4%, соответственно); еще три страны — около или сверх трети общего экспорта (Болгария — 31,5%; Армения — 35,5%; Украина — 36,7%). Региональные лидеры — Россия и Турция, направляют к региональному рынку лишь 14,3% и 14,2% экспорту, соответственно.

1.3. В то же время, большинство стран региона имеют одинаковые внутренние проблемы:

коррупцию, ненадлежащее управление, политическую нестабильность — это непосредственно касается ведения экономической деятельности, однако опосредствовано сильно влияет и на формирование и реализацию как внутренней, так и внешней, политики, следовательно — на межгосударственные взаимоотношения в регионе (3).

1.4. С другой стороны, все страны региона имеют упомянутый выше травматический опыт общей истории, который предопределяет и обусловливает, в частности:

  • взаимные или односторонние территориальные претензии, выражаемые на официальном или неофициальном уровнях (Румыния / Украина; Россия / Украина; Азербайджан / Армения; Грузия / Россия; Румыния / Молдова);
  • наличие четырех «замороженных» конфликтов (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), а также — неурегулированность проблемы Северного Кипра;
  • рост напряженности в «треугольнике культур»: христианство — ислам — западная секуляризованная культура (христианство/ислам; христианство, ислам/западная культура). Следует особо отметить, что водораздел между этими культурами пролегает не в конфессионально-религиозной или секуляризованной плоскостях, а в человеко-центричной или государственно-центричной идеологиях, которые определяют соответствующую политику, в т.ч. в сфере безопасности.

1.5. Как геополитическая целостность Черноморский регион в настоящее время не сформирован. Он рассматривается скорее как сугубо географический и геостратегический транспортный и транспортно-энергетический узел,

который соединяет Запад (Европу) и Восток (Азию), обеспечивает поставку углеводородов из России и Каспийского региона в Европу. Именно в таком качестве он является предметом интереса как внутренних, так и внешних субъектов.

В сущности, регион является совокупностью суверенитетов, неким конгломератом стран, которые находятся на разных этапах политического и социально-экономического развития, — это усложняет становление Черноморья как целостного регионального сообщества.

(1) Этот перечень совпадает с перечнем стран-членов Еврорегиона “Черное море” (создан в 2008 г.).

(2) ЕС: три страны-члены (Болгария, Греция, Румыния), страна-кандидат на членство (Турция), пять стран-соседей (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина), одна страна – стратегический партнер (Россия). СНГ: пять стран-участниц (Азербайджан, Армения, Молдова, Россия, Украина). НАТО – четыре страны-члены (Греция, Турция, Болгария, Румыния). ОДКБ – две страны-члены (Армения, Россия).

(3) Идет речь в первую очередь о коррупции (первая позиция среди проблемных факторов для Азербайджана, Болгарии, Армении, России), неэффективном управлении (первая позиция для Греции и Турции), политической нестабильности (для Молдовы и Украины) и доступе к финансовым ресурсам (для Грузии и Румынии) – все эти проблемные факторы являются в той или иной степени характерными для всех стран региона (за исключением Грузии, Румынии и Турции, где уровень коррупции является сравнительно низким). Данные – по Глобальному индексу конкурентоспособности.

Оригинал на сайте Центра Разумкова:
http://razumkov.org.ua/upload/Prz_5nn_Krym_2011_Bezpeka.pdf

Продолжение следует