BSNewYear или Черноморский Новый год: наши истории, наши традиции

21:54 14.12.2010

Новогодняя открытка. Фото с сайта yandanilov.com

Юлия КУЗНЕЦОВА, Анна ХОРОШКО, BSNews.

Итак, Шахта-баба и Гар Гызы, Аманор и Навасард, чичилаки и табла, капра и плугошар, Ноэль баба и Меланка — кому тарабарщина, а кому Черноморский Новый год и его неотъемлемые понятия. Не слыхали о таких? Давайте разбираться!

Для начала — несколько весточек о Новом годе из «незапамятных времен». В древности у многих народов год начинался весной.

Это было связано с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. По мнению учёных, обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамиив III тысячелетии до н. э. Все земледельческие работы начинались в конце марта – после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие — наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. В это время запрещалось работать , наказывать, вершить суды.

Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина.

Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену, во время правления Навуходоносора позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию. От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная у вавилонян, перешла к грекам, а через них – к народам Западной Европы.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римлянами этот день посвящался двуликому богу Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. Месяц январь (на латинском «январус») получил свое название в честь этого бога.

На этом общий «новогодний экскурс» переводим в «родную» «черноморскую плоскость».

Азербайджан

В Азербайджане с 2006 года 1-2 января считаются праздничными днями – и выходными. А 31 декабря с 1991 года – кроме встречи Нового Года – отмечают и День солидарности азербайджанцев всего мира.

В Азербайджане наступление Нового Года отсчитывают, как и весь тюркский мир, в марте. Праздник Новруз Байрамы
(новый день — в переводе с персидского) отмечается по зороастрийскому календарю. Весь вечер этого дня называют Байрам ахшамы – Праздничный вечер. Этот и следующий день объявлены в Азербайджане нерабочими.

Новруз байрамы. Фото с сайта dagpravda.ru

Праздник был приурочен ко дню весеннего равноденствия, и символизировал собой конец последнего дня мира и одновременно наступление Нового дня вечной жизни.

В предпраздничные дни в Азербайджане принято заниматься основательной уборкой дома. Еще более важным делом является приготовление праздничного стола на вечер.

На стол обычно подают сладости, среди которых особенно важными считаются начиненная пропущенными через мясорубку орехами с медом пахлава и шекербура — выпечка продолговатой формы с насечками, а также сухофрукты, прожаренные семена кукурузы, пшеницы. Венцом праздничного застолья и поварского искусства хозяйки дома является плов с приправами из кишмиша, сухофруктов и каштанов. Стол обязательно украшают сэмэни — пророщенными в тарелочках семенами пшеницы, которые символизируют приход весны, а также зажженные по числу членов семьи свечи.

Но, наряду с весенним Новруз Байрамы, с 31 декабря на 1 января азербайджанцы – и не только христианская часть населения, но и мусульмане – с удовольствием празднуют Новый год.

В предверии праздника Баку в украшается разноцветными гирляндами; у каждой установленной в городе елки стоит Дед Мороз, приглашая желающих сфотографироваться.

Деда Мороза в Азербайджане зовут Шахта баба (буквальный перевод – «Морозный дедушка»), а Снегурочку Гар Гызы («Снежная девочка»).

Согласно традициям, азербайджанцы в этот день ходят, друг к другу в гости, а вечером собираются за столом и дружно встречают Новый Год. «Короной» праздничного стола у азербайджанцев является азербайджанский плов с лявянги, и конечно в полночь большинство «светского» (авторы чуть було не ошиблись, написав «советского»)smiley населения Азербайджана поднимают свои бокалы.

Армения

Армяне отмечают 3 новогодних праздника: Аманор, Навасард (или Каханд), и 1 января — современный Новый год.

Аманор — армянский Новый Год — очень древний праздник с вековыми традициями, поверьями, символикой.

До XXV века до н. э. Новый Год встречали в день 21 марта, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. В эти древние времена армянские жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Этот день армяне отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы, труд земледельца, обращались к богам, прося, чтобы год был урожайным.

Второй новогодний праздник у армян — это Навасард, который отмечался 11 августа.
По легенде, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), убив в Айоц Дзоре тирана Бэла, даровал свободу своему роду и будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. (по другим данным — в XXII в. до н. э.). И этот день стал началом нового года для армян.

Как мы уже знаем, августовский новый год армяне называли Навасардом (Нав — «новый» + сард = «год»). Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. В торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Празднества длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина.

Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались, соответственно, различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности.
В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Подготовка начиналась уже с осени, когда хозяйки собирали и сушили фрукты, закрывали варенья. На стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — «в новогодний день нельзя брать в долг хлеб» — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.
Озеро Севан зимой. Фото сайта bet-at-home.comhelp.solvex.r

Есть другая древняя поговорка: «без вина придет новый год, без нгатзахика — запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Нгатзахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.
В XVIII веке по календарю католикоса Симеона Ереванци (Симеона Ереванского) 1 января стали считать началом нового года. Однако еще до этого в разных местностях Армении и в разных поселениях беженцев-армян армяне уже праздновали 1 января как начало нового года.
1 января в список новогодних блюд включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш (миндаль) и др. Поскольку празденство Нового года попадало на постную неделю, на армянском новогоднем столе не было ничего мясного.
Пока хозяйки хлопотали над угощениями, дети, за день до Нового года и вплоть до полуночи, ходили по домам и поздравляли хозяев песнями. Тексты песен были самыми разными: шутки, пожелания, хвала членам семьи (ведь именно от них дети ждали подарков). Иногда ребята брали с собой высушенную тыкву с прорезанными в ней крестообразынми узорами. Внутрь они клали зажжённую свечу, яркие лучи которой светили в ночной тьме. В некоторых местностях такие светильники делались из глины.
Например, в Варанде дети по трое поднимались на крышу дома, и пока двое из них играли на национальных музыкальных инструментах и пели, третий опускал в дымник светильник, подвешенный на верёвке. Потом хозяева дома давали детям сладости, насыпанные в связанные специально для этого носки и мешочки.
В Зангезуре дети, собравшись в группы, ходили по домам в красных шутовских костюмах, и в руках каждого было по свечке.
Однако, в некоторых восточных районах Армении параллельно Новому году, продолжали отмечать Навасард, а в день 1 января ограничивались лишь поздравлениями. Но со временем 1 января вытеснил этот праздник.

В наши дни 1 и 2 января — государственные выходные. Традиционно на новый год в Армении не обходится без Деда Мороза (Каханд Папи) и Снегурочки, мелодий современных и народных армянских песен. На праздничном столе обязательны новогодние блюда национальной кухни, сладости и, конечно,армянское вино и коньяк.

Болгария

Отмечание Рождества и Нового Года в Болгарии — это длинная череда событий, которые предписаны вековыми традициями.

Эти традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение, и если спросить болгарина, почему они отмечают эти праздники так или иначе, тот ответит: не знаю, но мои родители завещали мне праздновать именно так, а моим родителям — их родители, и так далее. Уважение к родителям — яркая черта болгарской культуры.

Нова Година – Новый Год, как его называют в Болгарии, как и у большинства народов мира празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января. Некоторые люди веселятся на улицах и площадях, другие собираются за праздничным столом или перед телевизором.

В болгарских семьях, где есть дети, существует традиция песнопения. Перед началом праздника самый младший в семье стоит возле елки и распевает гостям колядки. Благодарные родственники и гости дарят ему сладости и подарки.

Ещё один новогодний обычай для детей 3-10 лет — «сурвакать». Дети делают из кизила палочку, которая называется «сурвачка», украшают ее красными нитками, грецкими орехами, чесноком, воздушной кукурузой, сухими сливами и яблоками, монетами. Палочкой постукивают по спине самых взрослых в семье дедушку, бабушку, а потом и более молодых женщин и мужчин. Все это время говорятся слова:

«Сурва, сурва година, весела година! Зелен клас на нива, голям грозд на лозе, жълт мамул на леса, червена ябълка в градина, пълна къща с коприна, живо-здраво догодина, догодина, до амина!». Эти слова означают пожелания здоровья, радости и плодородия.

Дети, принимающие участие в этом обычае, называются сурвакари. После застолья с сурвачками отправляются по гостям. Заходят в дом и «стучат» ими по спине хозяев. Такие «побои» сулят удачу, здоровье и благосостояние в дом.

Дети - сурвакари. Фото сайта selo.bg

Потом начинается пир. А как только часы пробьют 12 раз, во всех болгарских домах гаснет свет – настает время новогодних поцелуев. А потом все угощаются праздничным пирогом — баницей, в который хозяйка по традиции запекает сюрпризы: монетки, веточки розы. Такие сюрпризы определяют судьбу тех, кто их нашел.

Если в куске пирога вам попалась монетка – это к деньгам, веточка розы – любовь.

В банице часто прячут сюрпризы-пожелания, написанные на листочках бумаги, иногда с юмором, иногда всерьез. Пожелания самые разные – здоровья, денег, любви, путешествий, нового дома, или, например, выигрыша в лотерею.

Обычай встречи нового года с баницей соблюдается болгарами каждый год где бы они ни находились. Даже на трапезе болгарских полярных исследователей на новый год непременно присутствует баница с сюрпризами.

Грузия

Довольно своеобразно и по-кавказски «залихватски» встречают Новый Год в Грузии.

В канун празднования Нового года по всему Тбилиси бойко торгуют деревянными палочками, увитыми длинными белоснежными стружками. Это чичилаки — грузинский вариант новогодней елки, так называемая борода святого Басили (Василия), покровителя животных.

Это «елка» из полена, искусно нарубленного в длинную тончайшую стружку - будто вьющаяся седая борода. На эту «елку» вешали фрукты и совершали обряд сожжения, чтобы святой Василий послал на будущий год хороший урожай.

Чичилаки. Фото сайта content.foto.mail.ru

Посещение базара — ритуальное действие, никак не зависящее от толщины кошелька.

На базар идут все. Новогоднее меню невозможно себе представить без гозинаки — жареных орехов, залитых медом. Или жареного поросенка. При этом – чем он будет жирнее, тем лучше. По традиции, это должно принести благополучие и достаток в наступающем году.

Во многих местах к Новому Году выпекался особый хлеб — басила, посвященный тому же святому. В центральной части этого хлеба лепили из теста человеческую фигуру. Выпекали также фигурные булочки, которые изображали предмет, символизирующий профессию главы семьи.

А в Имерети существовал особый ритуал, связанный с новогодним хлебом.

Выпекалась круглая булка с отверстием посередине (привет бублику!smiley). Кто-нибудь из членов семьи незадолго до 12 часов выходил в виноградник, надевал этот хлеб на лозу – чтобы урожай в новом году был богатым. Ровно в 12 нужно было вернуться в дом, три раза постучав и провозгласив: «Откройте дверь, несу вам благоденствие! Пусть счастье войдет со мной в семью!».

Открывавший двери окроплял входящих освященной водой. Затем все подходили к столу, на котором стоял деревянный гоби (большое блюдо) и на нем — все фрукты, которые растут в этом краю. Домочадцы вращали гоби по часовой стрелке, молились, а затем угощали друг друга сладостями и фруктами, желая счастья, покоя и мира.

В городе Лечхуми в Западной Грузии наступление Нового года отмечали 13 января и называли эту дату Днем Каланда – значение этого слова утеряно. В этот день обязательно нужно было зарезать свинью, которую специально откармливали к Новому году.

В Тбилиси в новогоднюю ночь горожане двери домов оставляли открытыми, так как считалось, что именно в новогоднюю ночь счастье гуляет по улице, а если дверь будет закрыта, оно не войдет в дом. Под Новый год, к 12 часам, тбилисцы готовили особый новогодний столик – табла. На него укладывались сладости, фрукты, по четырем сторонам зажигались свечи, которые должна была отлить хозяйка. После наступления Нового Года глава семьи брал этот столик и обходил с ним весь дом. Считалось, что вслед за ним идет ангел, который принесет всем счастье, а дому благополучие.

Во всей Грузии в 12 часов стреляют в воздух — громогласно выражая радость. Это тоже старинный обычай, но прежде он имел совсем другое значение. Каждый выстрел был целенаправленным — стреляющий был уверен, что попадет в злого духа, и в Новом году добро, наконец, победит зло.

Спать в Новый год не рекомендовалось – потому, что можно было проспать свое счастье. И не только — можно, оказывается, и лишиться своей доли ума: говорят, как раз в эту ночь раздавался ум на небесах.

Очень важным являлся первый день Нового года. До сих пор в Грузии существует целый ритуал, связанный с меквле — человеком, который первым переступает порог дома в новом году и приносит счастье... или несчастье. «Хорошая нога» всегда ценилась.

В грузинских селах односельчане, известные таким свойством, ходили поздравлять остальных своих соседей. Меквле приносил сумку с вином, сладостями и обязательным куском вареной свинины и, подойдя к дому, произносил ритуальные слова с пожеланием счастья в новом году. И поныне в Грузии из всех новогодних гостей «меквле» особый почет. Ведь будущий год будет зависеть исключительно от того, «легкая» у него нога или не очень.

1 января в Тбилиси на улицах устраивались гуляния, фейерверки, представления, но домой нужно было вернуться до обеда — иначе весь год будешь отсутствовать дома. Старые люди говорят также, что в новогодние дни нельзя ничего одалживать, так как с этой вещью уходит благосостояние дома. И еще — чтобы год был сладким, 1 и 2 января в дом нельзя вносить горькие продукты

2 января — это День счастья, «бедобис дге». Этот день надо провести в кругу приятных людей, обойтись без ссор в семье и вне дома — как проведешь день, таким будет и год.

Молдова

Издревле молдаване ходили по дворам и поздравляли односельчан. Причём обычай был – заходить в каждый двор. Хозяева одаривали поздравляющих подарками. В основном – калачами и другими вкусностями. В новое время стали давать ещё и деньги, но раньше это было не принято.

Ходили колядовать все ко всем. Жадничать никто склонен не был. Наоборот, было большой обидой, если к кому-то парни с колядованием не зашли. Представьте себе такую фантасмагорическую ситуацию, когда всё село ходит друг к другу в гости и все садятся друг к другу за стол. Это – традиционный молдавский Новый год!

Фото с сайта photosight.ru

Ряженые колядовали во дворе, у окна, но их могли пригласить в дом и попросить исполнить своё пожелание ещё раз. Обычаев было много. Один из них — «капра» или «коза». Ряженый надевал мешок, украшенный разноцветными бумажными полосками. На голове была маска козы с открывающейся пастью. Этот обряд был метафоричным пожеланием благосостояния.

Бытует мнение, что были специальные ряженые, называемые «кэлушары», в обязанности которых было ходить по домам и изгонять из них несчастья. Говорят даже, что кэлушарами было специальное сословие, типа сельских колдунов.

Кого обряжать, решали старейшины той или иной семьи. Хотя, в некоторых сёлах могла быть создана только одна группа ребят, в обязанности которых входило пройтись по всем дворам.

Их очень ждали. Никто не решался ложиться спать, ждали до утра, лишь бы не пропустить кэлушаров. Если же кэлушары стучались в чьё-то окно и не получали ответа, разрешения на свой обряд, то шли к следующему двору. А вот обратно уже не возвращались, даже если хозяева проснулись. И не со зла и не из мести, а чтобы не нарушать естественное течение или круговорот жизни.

Пропустил — значит проспал возможность получить благодать. Ничего страшного, оно придёт к тебе на следующий Новый год.
 

Россия

В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября... А накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.

Но сначала о другом – сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев.

Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович.

В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.

Когда на Руси начали встречать Новый год зимой – в ночь с 31 декабря на 1 января – Дед Мороз стал главным героем этого праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Фото с сайта magput.ru

Но кернемся к календарю. В 988 году Русь приняла христианство, и вместе с новой религией пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Вошло в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 году до Рождества Христова.

По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.

Время шло, и примерно к XII веку народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев — в сентябре.

Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня — ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.

Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

С 1700 года, как уже сказано выше, царь Петр I издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а с Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы.

Отмечать 1 сентября было запрещено. 15 декабря 1699 года под барабанный бой возвестил инароду на Красной площади о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной».

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был в России не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства – Россия начинала устанавливать связи с Европой, и разница во времени очень мешала. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). С этим разночтением было покончено.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды – веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Следующую поправку в календарь внесли большевики в 1917 году.

Повторяем «пройденное». Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое исчисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских праздников на григорианский календарь, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю — получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив – разрушение основ христианской культуры поддерживалось во всех сферах с энтузиазмом. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.

В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было.

А после 1923 года и вовсе началось изгнание Рождества из России.

В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…».

Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.

Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово — поповская сказка».

Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:

Скоро будет рождество —

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придёт капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Ёлку срубит топором,

Отпустивши злую шутку…

Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье.

Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и отмечать, то только новые даты: 22 января – день памяти Ленина; 12 марта – низвержение самодержавия (до 1940); 1 и 2 мая – Дни Интернационала; 7 и 8 ноября – Дни Пролетарской революции.

Перелом в отношении к новогодней елке случился в середине 1930-х годов.

Никита Хрущев писал в своих воспоминаниях, как лидер украинских коммунистов Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов поднял перед Сталиным вопрос: «Товарищ Сталин, вот была хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так и произошло. Статья Постышева была опубликована в «Правде» 28 декабря 1935 года, и называлась «Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!», где он призвал «этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

В 1936 году Постышев организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране, после почти десятилетнего перерыва, новогоднюю елку. ЦК ВЛКСМ «благословил» этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (Постышев) вручает детям елку.

Елка, на которую со второй половины 1920-х годов был наложен запрет как на «дикарский» и «поповский» обычай; елка, с которой яростно боролась пресса, называя ее «религиозным хламом», «религиозным дурманом» и «глупым делом»; елка, про которую писали, что именно с нее «начинается религиозность детей», – вдруг была не только разрешена, но настоятельно рекомендована...

Фото с сайта narod.ru

...Так что — в сомнительной аксиоме тех лет «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» есть свой ма-а-а-ленький «елочный» резон!smiley...

Румыния

В некоторых местах в Румынии Новый год называют «малым рождеством» или «Братьями Крэчиуна».

Особенно торжествен канун Нового года — вечер на св. Василия. Едва только опустится солнце, как в каждом доме перед иконой Христа зажигали свечу из чистого воска, которая должна была гореть всю ночь, «чтобы счастье могло зайти в дом». Двери и пороги в доме, в помещениях для скота, в хранилищах зерна обмазывали чесноком и разного рода топленым жиром. Этим же составом на домашних животных ставили знак креста и, наконец, мазали себя и всех членов семьи. По народным представлениям, таким путем можно было уберечь себя от козней дьявола и стригоев, которые в эту ночь бродят возле дома и пытаются выдоить коров или нанести какой-нибудь ущерб человеку.

Но этой ночью бродит не только злая сила. Считалось, что раскрывались небеса и люди могли увидеть бога в окружении святых. Однако это было дано не всем — только людям строгой и праведной жизни.

По румынским поверьям небеса раскрывались не только под Новый год, но и в канун рождества, крещения и Пасхи. Люди верили, что все это происходит очень быстро, и тот, кто это увидел, мог просить у бога всего, чего хочет. Румыны думали, что в новогоднюю ночь может разговаривать и скот, но во избежание несчастья подслушивать его нельзя.

Этот вечер, как и канун рождества, был богат всевозможными колядками. Парни ходили по домам, распевая их, произнося поздравления и пожелания. Все это сопровождалось хлопаньем бича и веселым шумом. Ни один дом не пропускали. Временем наибольшего колядования был канун рождества. В сочельник в колядовании принимало участие большое количество народа, независимо от возраста.

В канун св. Василия колядовали немного меньше, и здесь колядки, особенно такие, как плугушорул, были более целенаправлены и посвящены вызыванию плодородия земли. Но все же между колядованием в сочельник и в канун св. Василия существенных отличий не наблюдалось. Как и в другие праздники, собирались по домам, и старики рассказывали легенды о святых, в которых последние большей частью выступали как бедные чабаны.

Зима в Румынии. Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

Интересно отметить, что в колядовании принимали участие только бедняки и мальчики поменьше, то есть те, кто больше всего был занят в качестве пахарей и погонщиков. В канун Нового года, как только стемнеет, ребята ходили по домам и колядовали. Наиболее разговорчивый из них, стоя около дома, читал колядку пахаря (плугушорул). Во время колядования проводили первую борозду по снегу. После произнесения колядки и поздравлений хозяевам дома последние одаривали плугурашей, как и на рождество: калачами, орехами, яблоками, деньгами и т. д. Так они ходили от дома к дому до полуночи. А затем, разделив по-братски подарки и пожелав друг другу счастья в новом году, расходились.

В новогоднее утро и по сей день дети от 3 до 12 лет ходят по домам с зеленой веткой яблони или груши, украшенной разноцветной бумагой, блестками, позолотой и искусственными цветами. Эти ветки собирают в день Святого Андрея (30 ноября) и сохраняют свежими до Нового года.

Дети заходят в дом с пожеланием счастья и долгих лет. Они прикасаются веточкой к каждому члену семьи. Так же поступают дети и со всеми, проходящими по улице. За это их одаривают нитями, пряжей, решетом яблок, иногда — деньгами.

В канун Нового года в Румынии гадают. Интересует разное. Вот, например, как пытаются угадать погоду. Луковицу делят на двенадцать долек и каждой из них присваивают наименование определенного месяца. Затем эти дольки посыпают солью и оставляют на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывают, какой из месяцев будет сухой, а какой – дождливый.

Турция

Исповедующие ислам могут праздновать Новый год, как и большинство людей планеты. Но все же некоторые ограничения есть. Глава мусульман отрицательно относится к таким новогодним атрибутам, как елка, Санта Клаус или Дед Мороз. И не без оснований.

Новый год – светское торжество. Рождество – действо религиозное, которое не должно быть похоже на светский праздник. Мусульмане не могут смешивать два праздника, не могут перенимать обычаи христиан...

Но в Турции, например, на Новый год космополитично ставят елку. А вот в Саудовской Аравии за такое можно угодить в тюрьму.

Турция более либеральна – потому что она является страной туристической, популярной среди европейцев. И турецкие отели всегда украшают к Новому году: наряженные елки, еловые ветки, красные сапожки на каминах, блестки, снежинки, скульптурки Деда Мороза…

Благодаря туристам, приморская Турция «гудит» не тише, чем любой из русских или украинских городов. Может даже показаться, что турки веселятся вместе с нами. Но это не совсем так.

Обслуживающий персонал ресторанов и дискотек, может, и изображает активное соучастие нашему бурному ликованию, все же остальные предпочитают соблюдать постулат, что

Новый год – сугубо семейный праздник. В новогоднюю ночь за праздничным столом порой собирается несколько семей.

Всю ночь идет празднество, стол ломится от угощений.. Праздник продолжается танцами, песнями. Торжество завершается лишь под утро.

Большое влияние на современных турок оказывает Европа. Все смотрят телевизор. Художественные фильмы вдохновляют. Поэтому турки знают, что такое Рождество или День Благодарения. Следуя западным традициям, турецкие женщины готовят на праздник фаршированную индейку. Также туркам не чуждо на Новый год дарить друг другу подарки, открытки.

Еще одной новогодней традицией турок стала лотерея. В канун праздника Управление нциональными лотереями Турции дарит каждому возможность стать миллионером. Новогодняя лотерея превратилась в обязательное действо, так что каждый непременно приобретает лотерейный билет.

Если вы привыкли к снегу, а Турция ассоциируется у вас только с солнцем, пляжем и морем, то совсем не стоит выбирать другую страну для встречи Нового Года. Отправляйтесь на турецкий горнолыжный курорт. Лучшие новогодние курорты в Турции – Улудаг и Паландокен.

Фото с сайта stat8.blog.ru

Снег, елка, Дед Мороз – все это вы увидите и в Турции. А так как Турция – страна, привлекающая множество туристов, то и праздник здесь проходит на самом высоком уровне.

В Турции в роли Деда Мороза выступает также святой. Ноэль Баба – так турки называют Святого Николая, епископа Мирликийского. Этот святой жил в третьем столетии нашей эры. Как повествует история, Николай подбросил в дом, где жила бедная семья, мешочки, наполненные золотом. Этим он спас семью от полного разорения. Когда Николай умер, его стали почитать как святого.

Украина

Невероятно, но факт — встреча Нового года с 31 декабря на 1 января в Украине почти не отличается от встречи Нового года в России.smiley

Старый Новый год по юлианскому календарю – 13 января – в стране также продолжают отмечать от 40 до 60 % населения. Объясняется это тем, что украинские новогодние традиции сформировались в составе СССР.

Примечательно и то, что часть жителей Украины отмечает приход Нового года два раза — один раз по московскому времени, а затем по действующему в стране восточноевропейскому, то есть в 23:00 и в полночь.

Подобная традиция отмечать дважды существует также у румынских венгров, которые встречают Новый год один раз по бухарестскому времени, а второй на час позже, по будапештскому. Новогодний день традиционно является выходным.

А вот Щедрый вечер – вечер в канун Старого Нового года, 13 января – это уже украинский народный праздник. Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю — это также день преподобной Милании (Меланки, Маланки, Миланки).

Миланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василиём-Луной известить хозяев о будущих торжествах и погостить, в народе так и называется — гостины Меланки.

Если на Сочельник готовили Богатую кутью, то на Меланки (13 января), в день перед Василием или же Новым годом — Щедрую, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым.

К ужину, как и в Сочельник садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстираной и чистой. После ужина надо обязательно зайти к соседям и попросить друг у друга извинения за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии.

Фото с сайта photosight.rphotosight.ru

Вечер накануне Нового года дает шанс и тем парням которые потерпели неудачу во время сватанья. Именно в этот вечер можно сделать вторую попытку. Правда, для этого нужно застать девушку дома, а это очень тяжело, так как по селу уже ходят девичьи ватаги щедровальников. Щедровать девчата могли лишь под окнами домов и то лишь ближе к концу Щедрого вечера, то есть к полуночи.

Особенного внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали представители слабой стати, лишь бы узнать что же готовит им судьба!

А если выйти на двор в полночь то можно почувствовать, по народным преданиям, как новый год прогоняет старый.

В первый день Нового года наиболее распространенным был, и сейчас остается, обряд засевания. Считается, что этот обряд пришел к нам тоже из дохристианских времен, ведь наши пращуры встречали Новый год не зимой а весной и потому обряд засевания связан с надеждами на добрый урожай. Засевали большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым. Существовали, кроме засевателей-одиночек, целые «засевальничьи» группы. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящий спектакль, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, цыган и др.

Знаете ли вы, что когда-то под Новый год наши предки наряжили... вишни!?

У славян был бог Кернис, который считался покровителем деревьев – вишен. Чтобы урожай был хорошим, бога надо было умилостивить. Для этого весной на деревцах ставили зажженные свечи.

Этот обычай переняли немцы, и накануне Нового года выращивали вишни и украшали их свечами. А так как очень трудно было добиться, чтобы вишня зацвела именно к Новому году, то ее и заменили елью. Она всегда была зеленой и пышной, ее украшали свечами, и только в 1600 году елочку начали украшать бумажными цветами. А стеклянные игрушки появились только в 1850 году. Так что, обычай заменять вишни елками пришел к нам из Германии.

Кстати, оказывается, что Новый год еще и по юлианскому календарю отмечаем не только мы. На постсоветском пространстве – кроме белорусов, русских и украинцев – Старый Новый год отмечают жители Молдовы, Армении, Казахстана, Узбекистана и Грузии.

Фото с сайта samodelki.com.ua

...Такой вот пестрый новогодний «черноморский хоровод».smiley

И пусть каждая из главок нашего материала в отдельности — это маленький вновь изобретенный «велосипедик», зато в целом вышла неплохая коллекционная модель в единственном экземпляре под названием «Черноморский Новый год». С праздниками, черноморцы!heart

По материалам: trend.az, bibliopskov.ru, vesti.az, povod.tut.by, best-country.org, forum.md, avialine.com, calend.ru, apaga.info, viparmenia.com, forum.openarmenia.com, rv.org.ua, rian.ru, darovanie.ru, ruromania.com, dedmoroz2005.ru, ny-info.ru/category, kolyadka.h1.ru, dreamfood.info, otechestvo.org.uа, blogs.mail.ru (автор: Юлиана)

Ще на цю тему