Бархатно-театральный сезон-2011: Завершился международный фестиваль "Театр. Чехов. Ялта"

16:49 19.09.2011

На церемонии закрытия фестиваля "ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА". Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews.

С 11 по 18 сентября еще не «отшумевшая» после летнего сезона Ялта преобразилась, затаила дыхание и снова явила миру свой образ – не вечной расхристанной «всесоюзной танцплощадки, пляжа и ресторана», а города с почти 130-летней театральной историей, города с Чеховым в сердце и судьбе: здесь прошел IV Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта».

На церемонии закрытия фестиваля "ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА". Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

В Ялтинском театре имени Чехова справедливо называют этот проект главным для себя. По прошествии уже четырех форумов под брендом «Театр. Чехов. Ялта», автор готов утверждать, что это проект может смело считать для себя главным каждый интеллигентный ялтинец: больше нигде в Крыму нам не увидеть столько театральных коллективов, школ, направлений в единицу времени. Если без пафоса – столько хорошего театра. Столько разного театра.

Кстати, именно «разность» постановок-участников фестиваля – с каждым годом все более колоритная, контрастная – увеличивает ценность ялтинского театрального форума.

Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Причем, отметить хочется не ту разность, когда надо выпрыгнуть из штанов и здравого смысла, чтобы выгодно выделиться на фоне остальных спектаклей (и тем самым создать специфический фестиваль для узкого круга «посвященных»), а «разность», которая при общем высоком уровне всех постановок, находит «ключики» к абсолютно каждому зрителю – и профи искусства, и «тете Зине».

Директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Рудник, характеризуя свое детище на пресс-конференции по итогам фестиваля, очень метко припомнил первое название МХАТа: «Московский Художественный общедоступный театр». С акцентом на понятие «общедоступный». Тогда, в 1898 году, Станиславский и Немирович-Данченко перевернули историю мирового театра, создав свой Общедоступный театр (здесь вкладываем, конечно, понятие не только «пришел, кто хочет», но и, главное, – «театр, который тронет каждого»).

Сейчас – после многолетнего забвения культуры театра в легкомысленно-курортной Ялте – неспешно, неотвратимо, из года в год Общедоступный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта» переворачивает понятие «Ялты кабацкой» внутри тех, кто прикасается к этому событию.

На пресс-конференции 17 сентября. Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

В этом году оргкомитетом фестиваля получена 51 анкета-заявка от театральных коллективов 17-ти стран мира. Организаторы выбрали и пригласили в Ялту 11 спектаклей профессиональных театров из Украины, России, Франции, Израиля, Эстонии, Испании, Азербайджана, Казахстана.

При этом мы только можем догадываться, какой титанический труд скрывается за таким простым словосочетанием «выбрали и пригласили». Давайте представим расстояния, технические потребности в транспортировке и монтаже, поселении и питании огромного числа людей… Глядя на четкий, выверенный, с лоском ход фестиваля в чудеса верилось с трудом… Но факт остается фактом – Ялтинскому театру им. Чехова можно доверить организацию форума международного уровня. Вернее, глядя и читая про «чудеса», творящиеся на многих ялтинских «прожектах с претензией» (не будем переходить на «личности»), только ему и можно… Автор не удивится, если скоро политики высшего эшелона спохватятся и захотят перенести свои встречи именно сюда smiley.

На пресс-конференции 17 сентября. Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Что естественно при такой обширной географии участников, далеко не все спектакли шли на русском языке, и надо отметить, что ни разу не возникло ощущение «расконцентрации» – когда мечешься взглядом между сценой и экраном с субтитрами. И это – верный знак высокого уровня постановки и актерской игры, когда без всяких субтитров кожей чувствуешь суть конфликта.

Конечно, что-то из конкурсной программы, автора, как зрителя искушенного, тронуло в меньшей степени, что-то – в большей (и это в высшей степени правильно, ибо, наверное, только (пардон!) идиот от театра будет впадать в катарсис на всех без исключения мастерских постановках).

Главным же было ощущение, что фестиваль из года в год «напитывается» правильным опытом. Проще говоря – он еще лучше, «ближе к сердцу», чем предыдущий, который тоже был хорош. А это – принципиальная тенденция – никогда не останавливаться на достигнутом…

На церемонии закрытия фестиваля "ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА". Слева направо: "Хрустальный фронтон" в чьих-то счастливых руках: уникальный приз фестиваля; французская Актриса Ли Сарфати (Ницца); директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Рудник. Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

…Итак, от лица ялтинских зрителей и своего приятно удивленного лица, автор хочет поименно поблагодарить все театраы-участники фестиваля «Театр. Чехов. Ялта», где-то заимствуя точные формулировки жюри из врученных 18 сентября номинаций (кстати – нестандартных, что тоже отправляется в копилку плюсов ялтинского форума):

Киевскому академическому театру юного зрителя на Липках (спектакль «Лесная песня», реж. Виктор Гирич) – не только «за оригинальное прочтение поэтической классики» (формулировка номинации), но и за то, что, увы, пока далеко не повсеместно «украинизированный» (в культурном смысле) крымский зритель буквально влюбился в Лесю Украинку и ее героев… И отдельная благодарность организаторам лично от автора за возможность в юбилейный 15-й раз с ностальгией посмотреть эту постановку, по которой в свое время имела счастье писать диплом smiley.

Якутскому Государственному академическому русскому драматическому театру им. А.С. Пушкина (спектакль «Верочка», реж. Линас Зайкаускас) – за темпераментно раскрытую большую философию маленького чеховского рассказа. Вообще – за театральное обращение именно к рассказу Чехова. Ведь сколько в этом наследии гения еще нераскрытого и безумно интересного для театральной сцены!

Ашдодскому театру «Контекст» (Израиль) (Спектакль «Стулья», реж. – Михаил Теплицкий) – за то, что «великий, непостижимый и абсурдный» драматург Эжен Ионеско вдруг стал близким и понятным почти каждому в зале.

Ашдодский театр "Контекст". Вместо традиционных двух героев пьесы Э. Ионеско "Стулья", в постановке израильских новаторов их четыре. Фото с сайта photoline.ru

Криворожскому театру музыкально-пластических искусств «Академия движения» (спектакль «Прощай, оружие!», реж. – Александр Бульскй) – «за яркую образность и синтез выразительных средств», а проще говоря – за то, что не самый простой и не самый «народный» на постсоветском пространстве писатель Эрнест Хемингуэй вдруг без слов заговорил со зрителем, достучавшись до каждого сердца.

Карагандинскому областному казахскому драматическому театру им. Сейфулина (спектакль «Дорога в Киото», реж. – А. Оразбеков) – «за яркое воплощение мифа на сцене»... и, как ни странно, – за то, что эта аутентичная постановка осталась немного недопонятой зрителем, оставшись для многих под флером таинственности и непостижимости (а ведь это – очень правильное «послевкусие» для сакрального действа по мифу).

Донецкому областному русскому театру юного зрителя (Макеевка) (спектакль «Вкус Меда», реж. – Юрий Кочевенко) – не только за обозначенное жюри «оригинальное прочтение иностранной драматургии», но и за то, что эта постановка стала своеобразным лакмусом культурности ялтинского зрителя, ведь в пьесе Шейлы Дилени довольно остро затронута тема гомосексуализма, которая «чем глубже в лес (читай – провинцию), тем истеричней гомофобы». Так вот – на практически полный зал в Ялте нашлось меньше десятка «остроморальных консерваторов», вылетевших пулей из зала к середине второго действия, когда стало окончательно понятно, что не все персонажи известной, кстати, на весь мир пьесы гетеросексуальны; и один (простите!) непуганый идиот, позволивший себе громкое ругательство по отношению к актерам… Так вот. Автор уверен, что во времена, когда Ялтинский театр им. Чехова еще стоял в запустении, таких вот удручающих «персонажей» на несколько сотен ялтинских зрителей было бы гораздо больше. Все-таки, воспитал наш театр ялтинского зрителя.

Азербайджанскому Академическому Национальному драматическому театру (Баку) (спектакль «Покаяние», реж. – Бахрам Османов) – за то, что абсолютно справедливо отметили члены жюри – «высокое актерское мастерство». Ведь не каждому могла бы прийтись по нраву социально-публицистическая, медленная по развитию действия, ярко политическая пьеса о беженцах из Карабаха «Покаяние» Гусейнбалы Мираламова. Но зал встал единодушно. И практически единодушно зал вытирал слезы. И низкий поклон азербайджанским артистам за незабываемый пример актерского мастерства… Кстати, очень было бы интересно увидеть этих мастеров в легендарной классике – Чехове, Шекспире… Широта души и искренности азербайджанского коллектива очень интригует!

Председатель жюри фестиваля Юрий Рыбчинский. Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Русской театральной школе (Эстония, Таллин) (спектакль «СмарХ», реж. – Ирина Томингас) – за яркий молодежный дух студийности на фестивальной сцене и духовную близость к именно молодежной аудитории фестиваля. Этот юный еще коллектив (образован в 2007 году) действительно имеет дар «заражать» ощущением, что театр – это и есть самое лучшее, интересное, задорное и прекрасное, чем может увлечься современный молодой человек или девушка.

Театру «Tribuene» (Испания, Мадрид) (спектакль «Вишневый сад», реж. – Ирина Куберская) – за пронзительно русский (несмотря на испанский язык) спектакль; за беспощадного и совсем не камерного Чехова (несмотря на то, что постановщик – прекрасная нежная женщина); за твердое опровержение негласного театрального постулата «да не сыграй, режиссер, в своем же спектакле – опасное это дело» (режиссер филигранно воплотила на сцене образ Раневской, за лучшую режиссуру же и получила диплом лауреата фестиваля); за прекрасные слова Ирины Куберской, обращенные к ялтинцам: «Ялтинцы, вам в Вечность открыл путь Чехов. Войдите в этот путь».

Театру французского шансона «Лазурная Ницца» (Франция, Ницца) (спектакль «Мелодрама в будуаре», реж. – Грэгори Ковэ) – за четкие ориентиры для «начинающих зрителей» – где настоящий французский шансон, а где простой русский блатняк (благо – его (блатняка) на сцене не звучало:) и, если без шуток, – то за прекрасную музыкально-поэтическую притчу о Женщине, так бесподобно сыгранную и спетую французской актрисой Ли Сарфати, что ни о каком языковом барьере не могло быть и речи.

Зал аплодирует Театру французского шансона "Ларурная Ницца". Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Тюменскому Молодежному театру «Ангажемент» им. Загоруйко (спектакль «Носферату», реж. – Олег Гетце), обладателю Гран-при фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» – за ЧУДО ТЕАТРА. Ни много, ни мало! 17 сентября на сцене Ялтинского театра им. Чехова случилось именно оно. Пьеса-монолог современного драматурга Николая Коляды, отсылающая нас в «космос» советских времен, превратилась в магический актерский тандем Леонида Окунева и Игоря Кудрявцева и была близка всем – восторженной молодежи, «советского космоса» не заставшей, после спектакля было ой, как много!... А автор, слыша «Ка!» «в исполнении» Вороны – И. Кудрявцева, почему-то, «уносился» в культовый «Кин-дза-дза!» Г. Данелия с его «Ку!» и гениальным Леоновым, и был несказанно, по-детски счастлив – давно, кстати, забытое ощущение от спектакля.

Тюменский Молодежный театр "Ангажемент" им. Загоруйко (спектакль «Носферату», реж. – Олег Гетце), триумфатор фестиваля "ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА". . Фото с сайта igorsidorov.com

…И, наконец, спасибо Ялтинскому театру имени Чехова. Тоже победителю. Неподъемных, казалось бы, сложностей с организаций фестиваля такого уровня; номинации «главный театральный фестиваль Крыма» и, самое главное, – стереотипа о «Ялте кабацкой». «Ялта театральная» гораздо притягательней!

... И как гениально просто ответил председатель жюри фестиваля поэт, драматург, Заслуженный деятель искусств Украины, Народный артист Украины Юрий Рыбчинский на вопрос автора материала «Как изменился для Вас образ современной культурной Ялты после появления фестиваля «Театр. Чехов. Ялта»?»...

Надо сказать – автор ожидал поэтических метафор в духе «были мы павлином пестрым нелетучим, а теперь лебедем белым гордо поплыли», но только гораздо более ярких и оригинальных – как может только Ю. Рыбчинский, но услышал: «Ну, что за вопрос!? Конечно, в лучшую сторону изменился!».

И не поспоришь ведь с мэтром!

До встречи в 2012 году на юбилейном V международном фестивале театрального искусства "ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА"! ;) Фото Анны Хорошко, BlackSeaNews

Ще на цю тему