Католический храм Севастополя. Дюжина фактов, которые знают севастопольцы

08:46 04.08.2011

Сбор подписей в поддержку восстановления костёла в Севастополе. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

От редакции BlackSeaNews. Несмотря на чинимые недоброжелателями препятствия, к 1 августа инициативная группа католической общины Севастополя собрала 10 239 подписей жителей и гостей города, борясь за возвращение Римско-католического храма священомученика Климента Римского под евангельским девизом «Богу – Божие!».

Ниже приводится католический «боевой листок» с небольшими дополнениями, раздаваемый на улицах, в церквах и высоких коридорах привыкшего держать оборону города.

Дюжина фактов, которые знает каждый севастополец

Севастополь. Фото с сайта liveinternet.ru/users/plombir86

1. Город Севастополь по распоряжению Екатерины II был основан католиком по происхождению Томасом Мак-Кензи (русская версия имени – Фома Фомич Мекензи). Поместье контр-адмирала, пожалованное ему Потемкиным в награду за верную службу, дало название Мекензиевым горам.

Шотландец по происхождению, сын Фомы Калиновича Мекензи, Фома Фомич поступил на русскую службу в 1765 году мичманом. Данные о его поступлении в Морскую Академию сгорели в пожаре. Но если от даты поступления Фомы Мекензи во флот (срок службы начинался с началом учёбы), отнять 17-18 лет, то получится, что он родился в 1747-1748 году., причем в Астрахани, где в то время проходил морскую службу его отец. Затем Фома Фомич служил в Балтийском море, командовал брандвахтенным трофейным фрегатом «Ульриксдаль» и пинком «Венера».

Произведённый 28 июня 1782 года в капитаны генерал-майорского ранга, Мекензи 1 января 1783 года переименован в контр-адмиралы с назначением для службы в Черноморский флот. Приняв эскадру из 9 фрегатов и нескольких мелких судов, с которыми ему предстояло перезимовать в почти необитаемой Ахтиарской бухте, Мекензи с помощью судовых команд начал расчистку берегов от леса и 3 июня 1783 года положил начало новому городу – Севастополю.

По инициативе Мекензи приступили к постройке адмиралтейства, магазинов, госпиталя и церкви, а также казарм и жилых домов для офицеров.Его заботами устроены были каменоломни и печи для выжигания извести, а хорошо налаженное хозяйство на отведённых морскому ведомству землях давало большую часть предметов, необходимых для снабжения тогдашнего деревянного флота и питания команд.

Контр-адмирал Мекензи Фома Фомич. Архив. Верюжский. Фото с сайта samlib.ru

Оставаясь начальником эскадры и держа свой флаг на фрегате «Крым», Мекензи был в сущности первым главным командиром Севастопольского порта. Памятью о его трудах осталось название Мекензиевых гор вокруг Севастополя, на которых находился его хутор, данный Мекензи Г. А. Потёмкиным в награду за службу.

Для Мекензи в Севастополе был построен дом, в котором впоследствии останавливалась императрица Екатерина II, а против этого дома начата каменная пристань, законченная графом Войновичем и названная Графской.

Недостаток средств, настоятельные требования жизни и службы, для удовлетворения которых Мекензи не жалел не только сил, но и отчасти своей репутации, не останавливаясь перед формальными упущениями для достижения лучших результатов, дали повод к обвинениям Мекензи в неправильном расходовании казённых сумм – все это преждевременно подорвало его здоровье. 10 января 1786 года Фома Фомич Мекензи умер в Севастополе.

Развалины Херсонеса в XIX веке, автор – Карло Боссоли. Фото с сайта territa.ru

2. Создатель археологического музея в Херсонесе – католик Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич.

Человек, раскопавший треть древнего города, сделал в Херсонесе главные открытия, обогатившие Императорский Эрмитаж шедеврами древнего искусства. Именно при нем Херсонес сделался самым крупным археологическим предприятием в Российской империи.

Карл (Николай) Казимирович Костюшко-Валюжинич, родившийся и выросший в Житомире, подчеркивал впоследствии: «Не скрываю своей литовской национальности и римско-католического вероисповедания».

Получив среднее образование в родном городе, Костюшко-Валюжинич перебирается в Петербург, где учился и работал. Лишившись из-за болезни правого легкого, он перебирается на юг, в Севастополь. Здесь работает товарищем председателя Севастопольского городского банка. Блестящие характеристики начальства и отзывы сослуживцев позволили Карлу Казимировичу занять должность, на которую претендовали многие известные в то время историки и краеведы.

В 1881 году он оставил службу и, приобретя в Севастополе дом, занялся изучением истории Крыма, стал неофициальным редактором газеты «Севастопольский листок». а в 1882 году организовал Кружок любителей истории и древностей Крыма, с музеем и библиотекой. Членами кружка являлись градоначальник Севастополя, губернатор, капитан над Севастопольским портом и другие лица.

Карл Казимирович Костюшко-Валюжинич. Фото с сайта kostsyushko.chersonesos.org

С января 1885 года Косцюшко-Валюжинич исполнял обязанности товарища директора Севастопольского городского банка, был членом (позднее председателем) Совета Севастопольского общества взаимного кредита. В том же году Карл Казимирович стал действительным членом Императорского Одесского общества истории и древностей.

С 1888 года до самой кончины, 14 декабря 1907 года, К. К. Косцюшко-Валюжинич, по рекомендации вице-президента Одесского общества В. Н. Юргевича, стал производителем работ и впоследствии заведующим «Складом местных древностей» – археологического музея в Херсонесе Таврическом, который был построен по настоянию Карла Казимировича на берегу Карантинной бухты. Он возглавлял археологические раскопки в Херсонесе, представляя в Севастополе столичную Археологическую комиссию.

В 1892 году Костюшко-Валюжинич основывает Херсонесский музей «местных древностей», впоследствии всемирно известный.

«Склад местных древностей» Херсонеса. Фото с сайта kostsyushko.chersonesos.org

3. В Херсонесе были преданы мученической смерти два римских епископа (папы Римские) – Святой Великомученик Климент Римский и Святой Мартин Исповедник, которых почитает как Католическая, так и Православная церковь.

Св. Климент, Епископ Римский был отцом и учителем церкви конца I века. О жизни этого апостольского мужа сохранилось очень мало достоверных сведений. По происхождению он был римским язычником, и в христианскую веру был обращен Святым Апостолом Петром. Впоследствии он был учеником и сотрудником Апостола Павла. По преданию Святой Климент был поставлен римским епископом Святым Апостолом Петром.

Скончался Святой Климент мученически – около 103 года – в Херсонесе Таврическом, куда был сослан императором Траяном. Мощи его были обретены Святыми Кириллом и Мефодием, во время их путешествия к хазарам.

Климент папа Римский. Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI в. Фото с сайта vgostyahukudesnitsi.blogspot.com

Память Клемента Римского отмечается в Православной церкви 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви – 23 ноября.

Мартин Исповедник, папа римский с июля 649 по 17 июня 653 года, осудил монофелитов как еретиков на Латеранском соборе в 649 году. Там же был осужден эдикт императора Константа II, запрещавшего осуждение монофелитства.

Разгневанный император приказал военачальнику экзарху Равенны Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить Мартина. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп.

Новый экзарх Феодор I Каллиопа в 653 году арестовал Мартина и отправил его на остров Наксос, после чего папа был вызван в Константинополь на суд, где и подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. Наконец, Мартина сослали в Херсонес Таврический, где он и умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский. Фото с сайта ic-xc-nika.ru

Память папы Мартина отмечается Католической церковью 13 апреля (ранее днём памяти было 12 ноября), Православной церковью – 14 апреля (по юлианскому календарю).

Общий вид Севастополя, XIX век, автор – Карло Боссоли. Фото с сайта territa.ru

4. В 1837 году император Николай I утвердил план города, на котором было обозначено место для постройки костела. Впоследствии была утверждена смета на сооружение в Севастополе Римско-католической церкви на 900 человек.

На новую базу Черноморского флота привлекалось довольно много мастеров различных ремесел: корабелы, кузнецы, каменщики, плотники. Значительная их часть были выходцы из Польши и Литвы, в том числе – исповедующие католицизм.

Нужно заметить, что, личный состав флота (в основном низшие чины) тогда составляли представители губерний с преимущественным греко-римским вероисповеданием. В связи с этим, по требованию Морской Строительной Части уже в 30-х годах XIX века собираются сведения о численности военных чинов и городских жителей католического исповедания.

В 1837 году на плане города, утверждённом императором Николаем I, было обозначено первое место для постройки католической церкви. Впоследствии – в 1846 году было представлено в строительный департамент 5 чертежей на сооружение в Севастополе Римско-католической церкви на 900 человек, вместе с двумя сметами на сооружение церкви и дома для священника со службами, всего на сумму 76 218 рублей.

Таким образом, к 1846 году для постройки церкви были решены все формальности и верующие приступают к сбору средств.

Фрагмент панорамы Севастопля в 1855 году. Фото с сайта forum.sevastopol.info, автор: StenogriZ

5. Все материалы, собранные для строительства костела, в начале Крымской войны были переданы для возведения Девичьей батареи. Это отложило строительство храма на полстолетия.

В строительстве укреплений осенью 1854 года участвовали войска, моряки, все население города, арестанты и даже девицы из бывшего увеселительного заведения. Из них составили команду, прикрепили для общего руководства двух или трех саперов и они приступили к работе.

Женщины трудились усердно и с большой охотой, радуясь, что участвуют в общем деле. Им приходилось носить землю для брустверов в подолах юбок и платьев, перебрасывать грунт деревянными лопатами, укреплять крутости дерном.

Строительство батареи продолжалось с ноября по декабрь 1854 г. По завершении всех работ батарею назвали «Девичьей». Она располагалась двумя уступами на склоне горы во второй линии обороны. Под ее прицелом находились Театральная площадь, пологости четвертого и пятого бастионов, обращенные к городу, также она фланкировала пятый бастион.

Строительство Девичьей батареи. Фото с сайта forum.sevastopol.info, автор: DUSTik

6. Новое разрешение на строительство костела в 1903 году дал Святой Русской православной церкви Николай Александрович Романов, на тот момент российский император Николай II.

Начавшаяся Крымская война 1853-1855 годов не позволила начать строительство костёла, а разрушение в результате бомбардировок молитвенного дома, лишило верующих места проведения религиозных обрядов.

Упадок городской жизни в первые десятилетия после Крымской войны, не позволял вернуться к этому вопросу. Регулярное католическое богослужение было возобновлено в каплице (часовне) во имя непорочного зачатия Божьей Матери, оборудованной в частном доме, принадлежавшем отставному матросу Петру Кухарскому. Быстрое развитие города с середины 70-х годов XIX века привело к росту численности католической общины.

Понимая сложное положение католического прихода, правительство своим приказом по Военному ведомству в 1896 году приписывает католического священника Одесского военного округа ксендза Франца Антоновича Козловского к 13-й пехотной дивизии, с местом проживания в Севастополе. Благодаря этому распоряжению, местное католическое население получило духовного пастыря.

Не имея своего помещения (для квартиры священника и отправления богослужения) на средства общины был нанят частный дом Болончука в Таврическом переулке (ныне ул. Л. Павлюченко). Однако нанятый молитвенный дом с трудом мог вместить 150 человек, когда число прихожан к тому времени уже достигало 3000 как гражданских, так и военных чинов.

1 декабря 1898 года, во время пребывания Императора в Севастополе через императрицу Александру Федоровну ему было передано прошение о строительстве католического храма во имя Св. Климента (в письме указывалось количество католического населения – 4 500). В это же время богатый мещанин Ю.И. Каминский жертвует в пользу общины купленный им за 2000 рублей земельный участок, расположенный на ул. Большой Морской.

Предложением от 4-го декабря 1900 года за № 4091 Министерство внутренних дел уведомляет Севастопольского градоначальника о получении разрешения на постройку церкви и на сбор добровольных пожертвований.

План Севастополя 1914 г. Красным обозначено расположение костёла. А нынешняя улица Шмидта, в то время называлась Католической. Фото с сайта forum.sevastopol.info, автор: OM

7. В 1911 году храм Святого Климента был торжественно открыт.

Известно, что осенью 1912 года католическая община Севастополя насчитывала 3 389 человек. Среди членов общины были такие люди как контр-адмирал российского флота Г.Ф. Цывинский, известный военный врач В.Д. Шредер, один из первых военных летчиков России Б.В. Матыевич-Мациевич.

Согласно первоначальному проекту, архитектура костела представляла собой удачный синтез элементов поздней английской готики XV-XVI веков со свойственными ей стрельчатыми формами и вертикалями в виде остроконечных шпилей.

За основу строительства был взят традиционный вариант готического трехнефного храма с цокольным этажом и стрельчатой башней центрального нефа, которую венчал высокий шпиль с католическим крестом. В случае реализации проекта город, бесспорно, обладал бы жемчужной неоготической архитектуры в Крыму.

Однако, собранных изначально средств явно не хватало и, несмотря на сравнительно скромную сумму сметы (от 35 до 40 тыс. руб.) строительство периодически прерывалось. В 1911 году строительство было закончено, но со значительными сокращениями в проекте.

Первая служба по его завершении последовала за трагедией, потрясшей весь город.

18 апреля в 7 часов вечера в авиационной катастрофе на Куликовом поле погиб инструктор Севастопольской авиационной школы штабс-капитан Бронислав Витольдович Матыевич-Мациевич, один из первых военных летчиков России. Первым в истории авиации oн совершил полет над морем с уста­новленным на аэроплане компасом.

В тот трагический вечер вместе со штабс-капитаном Матыевичем-Мациевичем погиб и его брат, мичман эскадренного миноносца «Мощный» Станислав.

20 апреля тела братьев были перевезены из часовни морского госпиталя в только что достроенный костел. За гробами шли тысячи людей, провожавших первого летчика, погибшего в Севастополе. Молебен отслужил капеллан войск Одесского военного округа ксендз Франц Антонович Козловский. На траурной церемонии присутствовала сестра погибших Анна Витольдовна. По завершении тела братьев Матыевичей-Мациевичей были отправлены с вокзала для погребения на родину в Волынскую губернию.

Севастопольский костел в 1913 году (слева). Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

8. В 1936 году настоятель общины был расстрелян, а костел насильственно изъят. Храм верующим до сих пор не возвращен.

Последовавшая за октябрьским переворотом 1917 года гражданская война принесла хаос и разрушения. Власть в городе периодически менялась, и уже ни о каком завершении строительства не могло быть и речи. В 20-х годах в Севастополе окончательно устанавливается власть большевиков, которая насаждала новый порядок методами тотальных репрессий.

Архивные документы конца 20-х – начала 30-х годов XX столетия «утрачены» и восстановить относительную достоверную картину происходящего, не представляется возможным.

Допустимо предположить, что в 1920-м году вместе с сухопутными войсками и Черноморским флотом, город покинули ксендз Козловский и часть католической общины. В 20-х годах, во время пребывания в городе революционных отрядов, костел неоднократно подвергался разграблению. Не сохранилось сведений и о деятельности самой католической общины за этот период.

В 30-х годах для усиления давления на верующих власти организуют так называемые «антирелигиозные» выступления народа. На предприятиях проводятся многочисленные собрания с целью «выражения гнева трудящихся» к религиозным общинам и требований по их закрытию.

Архивные документы того времени свидетельствуют, что каменное здание в неоготическом стиле так и осталось с недостроенными башнями. В подвальном помещении была расположена молельня. Церковный колокол был «арестован» и заперт в деревянном сарае. В здании имелось электрическое освещение и водопровод. Из хозяйственных построек указаны каменный одноэтажный дом на две комнаты под одной крышей; рядом с домом помещается сарай.

Последние довоенные сведения о состоянии костела приводятся в актах пожарного надзора и городской администрации, составленных 28 августа и 26 сентября 1936 года. В частности, в них указано: «Здание костела одноэтажное, готического стиля с внутренним ярусом для хора. Стены каменные, кровля крыта марсельской черепицей. Угол ската 45 градусов. Отопление отсутствует. Высота здания 17 метров. Площадь здания 500 кв.метров». В описании состояния здания отмечается отсутствие остекления и ветхость хозяйственных построек.

После ликвидации римско-католической общины городской Совет предлагает передать здание костела тресту «Трансэлектро», но на заседании президиума ЦИК Крымской АССР 26 декабря 1936 года, было принято уже другое решение: о передаче здания костела под культурно-просветительское учреждение.

Севастопольский костел в 1944 году. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

9. Во время второй обороны Севастополя 1941-1942 годов костел пострадал от бомбардировок незначительно. По итогам Второй мировой войны 80% здания уцелело – фундамент полностью, стены и крыша имели лишь три пробоины от снарядов.

Чертежи здания костела Св.Климента в 1958 году. Заштрихованы области пробоин от снарядов. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

С 1936 по 1958 годы документов о каком-либо использовании здания не сохранилось. Можно лишь предположить, что здание пустовало и постепенно приходило в негодность.

Только 20 сентября 1958 года на заседании исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся решается вопрос о передачи земельного участка с существующим на нем зданием костела управлению культуры горисполкома для размещения в нем постоянно действующего кинотеатра на 500 мест.

В 1959 году был подготовлен проект реконструкции здания под руководством архитектора И. А. Брауде. В 1960 году здание бывшего костела было перестроено в кинотеатр «Дружба».

Выкопировка БТИ 1958 года. Проект реконструкции Севастопольского костёла. Пунктиром – то, что срезано – портик и часть колокольни. Внутри перепланировки не было – только сбиты колонны, поддерживавшие свод. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

В Севастопольском энциклопедическом справочнике, выпущенном в 2000 году, представлена фотография, на которой отчетливо видны сохранившиеся цветные витражи. В книге В. Г. Кузьминой «Возрождение Севастополя» можно найти упоминания о специальных бригадах, которые занимались разборкой неперспективных зданий с целью сбора строительного материала. Жертвой подобного вандализма стал и католический храм.

10. Спустя время советская власть храм все же осквернила. Общественный туалет под алтарем храма был закрыт только в январе 2010 года...

В костёле, пережившем Вторую мировую войну, советской властью были уничтожены все сакральные части здания – сорвали кровлю, заложили готические окна, сбили верхний портик, алтарную стену спрятали за экраном. Сразу под ней устроили городские туалеты.

11. Здание храма уже два года находится в аварийном состоянии и кинотеатра в нем нет. Зато сохранилась алтарная часть с лепниной на колоннах.

В 2009 году, в ноябре, севастопольским католикам во второй раз за 10 лет разрешили провести богослужение на праздник святого Климента внутри храма. А в декабре архитектурная комиссия проверила состояние здания, которое находилось в аренде кинообъединения «Киномир», и обнаружила аварийное состояние потолка в кинозале. Разумеется, все сеансы были запрещены. И тогда же католическим верующим отказали в проведении Рождественского богослужения. Рождественская Месса проходила под стенами храма.

Кинотеатр в Римско-католическом храме священномученика Климента Римского в Севастополе в наши дни. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

А таким он мог бы быть. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

12. На протяжении нескольких десятилетий костел на улице Католической (ныне Шмидта) соединял прихожан и в дни праздников, и в дни трагических событий. В этом году храму исполнилось 100 лет.

Продолжение следует...

Подготовка публикации – Юлия КУЗНЕЦОВА, BlackSeaNews

Использованы материалы: wikimapia.org, sevastopol.net.ua, kostel-klimenta.livejournal.com, crimeacatholic.info, статья Коваленко Виталия Васильевича (кандидат исторических наук) «Католики Севастополя: след в истории»