Развивать экономику оккупированного Севастополя предлагают в зависимости от потребностей Черноморского флота

10:56 05.12.2016

Развивать гражданские сектора экономики оккупированного Россией Севастополя предлагают, отталкиваясь от роста возможностей и потребностей Черноморского флота.

При этом «точки роста» экономики города так и не ясны, пишет ForPost.

Московская компания «Бизнес-решения» представила свою стратегию социально-экономического развития оккупированного Севастополя до 2030 года. Её в круге российских экспертов обсудили в Москве на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив. Эту стратегию уже назвали «поверхностной» и «заточенной под Минобороны». Но даже без явных точек роста гражданской экономики её могут принять как главный документ развития оккупированного города.

Как рассказал один из участников «круглого стола», фактически сложилась ситуация, когда за деньги города Севастополя разрабатывается стратегия в интересах Министерства обороны РФ.

«Разработчики не скрывают, что в первую очередь смотрят на Севастополь как на геостратегический центр Москвы. В миссии города они прописывают вернуть главную функцию – база Черноморского флота. А в стратегии говорят: главное – встроиться в экономику, формирующуюся вокруг ЧФ», – говорит собеседник.

В ходе обсуждения на площадке АСИ были высказаны сомнения в правильности такой стратегии. В частности, в пример был приведён советский период Севастополя, когда на рейде было 800 вымпелов, флоту принадлежала конкретная доля в экономике города, конкретные земли и территории в акватории.

«Сейчас на севастопольском рейде всего 80 вымпелов. Корабли четвёртого поколения становятся меньше, а численность экипажей – уменьшается. Сопровождение флота возрастает, но в нём сильно участвуют гражданские. А получается, что Минобороны забирает все земли, которые им принадлежали при Советском Союзе, плюс – новые земли: Банковскую академию, территорию у горы Гасфорта и так далее», – рассказал эксперт, присутствовавший на обсуждении концепции.

По мнению участников дискуссии, если в концепцию развития оккупированного Севастополя закладывается военно-политическая стратегия, то к обсуждению нужно привлекать военных.

«Авторы стратегии (ООО "Бизнес-решения" – ред.) не скрывают, что не являются специалистами в военном деле. Но если они не получали от Минобороны доступа к военно-политической стратегии, то не нужно эту тему выносить в качестве ключевой и вокруг неё всё строить. Это дом, построенный на песке. Когда концепцию развития делала команда, собранная вокруг Алексея Чалого, они разложили яйца в разные корзины – и потому сформулировали несколько драйверов развития. Так же сегодня думают и в правительстве города, двигая ситуацию сразу по ряду направлений – судоремонт, военно-исторический туризм, "Энерджинет", градостроение, виноделие, комплексный зрелый девелопмент», – рассказал директор департамента приоритетных проектов развития оккупированного Севастополя Сергей Градировский.

По его словам, в городе всё меньше остаётся города.

«Сейчас город демонтируется. Без анализа ситуации, без честного разговора, без защиты проекта вырывают куски города и передают кому попало, прикрываясь патриотической риторикой. В результате непонятно, чем в действительности город управляет, а чем нет. В чём длинная – лет на 50 – стратегия города», – считает Градировский.

Председатель отделения «Деловой России» в оккупированном РФ Севастополе Олег Николаев, принимавший участие в 2014 году в создании концепции социально-экономического развития города, считает, что «стратегия, если её так можно назвать, очень поверхностная».

«Когда мы делали концепцию в 2014 году, идея была в том, что город должен быть с профицитным бюджетом. В концепции мы объясняли, что это возможно. Мы попытались найти точки роста – те пять основных направлений, по которым в течение пяти лет мы вполне реально могли бы достичь профицитного бюджета. А те, кто делали новую стратегию, даже не задумались, что город может быть с профицитным бюджетом. Это кардинальное отличие. На мой взгляд, такой подход неправильный, когда ты заранее обрекаешь город на то, что он прибыльным никогда не будет. А если город не будет зарабатывать, то он всё время будет в роли просящего – и развития не будет», – поделился Олег Николаев своими мыслями по итогам «круглого стола».

По сведениям источника в оккупационном правительстве города, в существующих внебюджетных отношениях в России Севастополю практически невозможно выйти на профицитный бюджет. Существующая бюджетная система в РФ такая, что только 10 субъектов (нефтегазовых – ред.), включая российскую столицу, являются донорами, а все остальные регионы – реципиенты. Поэтому компонент профицитного бюджета для Севастополя, действительно, может быть скорректирован. Но всё время нужно уменьшать долю зависимости от федерального бюджета, увеличивая доходы.

Руководитель департамента экономики в оккупированном Севастополя Элимдар Ахтемов, ведомство которого является заказчиком стратегии у ООО «Бизнес-решения», подтвердил, что в проекте документа не до конца проработаны точки роста.

«Эксперты высказали существенные замечания. Не до конца проработаны точки роста, непонятно, за счёт чего будет происходить улучшение социально-экономического положения. Разработчики должны замечания проработать и представить новый вариант стратегии, который одобрят и в правительстве, и в заксобрании», – рассказал Ахтемов.

По его словам, разработчик стратегии «строит экономический рывок Севастополя от развития Черноморского флота. От тех средств, которые будут выделяться на модернизацию ЧФ. И считает, что этот драйвер потянет за собой все отрасли экономики».

Представитель компании «Бизнес-решения» Илья Зашляпин, который представлял стратегию на площадке АСИ, считает неверной интерпретацию главенства линии развития Черноморского флота над гражданскими отраслями экономики города.

«Мы учитываем комментарии, корректируем отдельный план концепции, но базовые вещи не сильно меняются. Черноморский флот – это данность, то, что есть у города. Мы говорим, что использование этого аспекта – толчок для экономики, для её включения в хозяйственный оборот, чтобы пошли заказы, пошла работа. Этот момент озвучивался очень акцентировано. И роль экономики города, которая занимается обслуживанием флота, у нас к 2030 году снижается», – рассказал Зашляпин.

По его словам, «Бизнес-решения» изучали концепцию социально-экономического развития Севастополя, которую делала в 2014 году команда под руководством Алексея Чалого, и пришли к выводу, что в их новой стратегии роль российского флота даже меньше, чем в концепции двухлетней давности.

По словам Элимдара Ахтемова, электронный вариант стратегии уже с внесёнными изменениями 1 декабря поступил в департамент экономики Севастополя. У оккупационного правительства есть 11 дней на изучение и принятие решения: платить за стратегию или нет. Стоимость документа – 13,5 миллиона рублей.

Ще на цю тему