Мэтью Брайза дал оценку сделке Турции с Россией

10:54 09.12.2014

Согласие Турции на сделку с Россией по строительству нового трубопровода позволит ей установить контроль над газовым хабом, считает экс-помощник госсекретаря США по Южному Кавказу, экс-посол США в Азербайджане, директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне Мэтью Брайза.

«Анкара не хочет быть зависимой от России и, скорее всего, потребует более высокую скидку на цены и более высокие объемы, нежели Россия захочет предложить», – цититрует Тренд Брайза.

Турция уже получила шестипроцентную скидку на газ от России, которая будет применяться с 1 января 2015 года. Однако Анкара хочет добиться скидки в 15%.

По мнению Брайза, Россия будет пытаться достичь договоренности с Турцией, которая позволит ей установить в некоторой степени контроль над экспортом природного газа по Трансанатолийскому трубопроводу (TANAP) в Грецию.

«Но я также считаю, что ни Турция, ни ЕС не позволят России получить такой контроль», – сказал Брайза.

Брайза считает, что есть несколько причин для решения России прекратить реализацию проекта «Южный поток».

Первая причина – это сэкономить деньги, заменив дорогой проект более дешевым и простым – проектом расширения «Голубого потока». И это решение, как отметил Брайза, принято в период падения цен на нефть и санкций Запада, которые, по словам президента Владимира Путина, вводят экономику страны в катастрофическое положение.

Вторая причина, по словам Брайзы, – это помешать поставкам газа из Азербайджана, Ирака и Восточного Средиземноморья через Турцию.

Другой причиной является отделить Турцию от ее союзников по НАТО и от партнеров ЕС в вопросе санкций против России, считает Брайза.

По его мнению, решение о прекращении реализации проекта «Южный поток» не окажет никакого влияния на европейские рынки газа.

«Европе не нужны дополнительные 63 миллиарда кубических метров российского газа, которые обещали транспортировать либо по "Южному потоку", либо в рамках проекта по расширению "Голубого потока"», – сказал Брайза, добавив, что, тем не менее, у Европы, как результат, может быть меньше диверсифицированных поставок.

Ще на цю тему