Угрозы и возможности для сотрудничества в Черноморском регионе: что они означают для Украины

23:18 07.12.2011

Карта с сайта wikimedia.org

Ильдар ГАЗИЗУЛЛИН,
старший экономист Международного центра перспективных исследований, координатор проекта МЦПД «Четыре моря», финансирующийся Европейской комиссией
Ларион ЛОЗОВОЙ,
исследователь проекта МЦПД «Четыре моря»
Андрей ТАТАРЧУК,
интерн Международного центра перспективных исследований

Подбор фото – как всегда BlackSeaNews

В этом номере «Европейских акцентов» эксперты МЦПД предлагают анализ угроз и возможностей для международного сотрудничества в Черноморском регионе, подготовленный во время исследования субрегиональной интеграции в регионах четырех морей Европейского Союза – Балтийского, Средиземного, Каспийского и Черного [1].

Анализ проводился по таким темам: четыре свободы, безопасность и политические вопросы, энергетика и транспорт, окружающая среда и морская политика.

Справка: «Европейские акценты» – периодическое издание МЦПД, которое ведет дискуссию по важным вопросам европейской интеграции Украины и политики ЕС относительно Украины.

Угрозы для сотрудничества
в регионе Черного моря

Фото: south-stream.info

Региональные многосторонние инициативы часто малорезультативны, поскольку страны видят большие выгоды в двустороннем формате сотрудничества. В то же время двусторонние договоры обусловливают возможность изоляции стран, которые остались вне этих договоров, и порождают взаимное недоверие.

Расширение ЕС создало новые барьеры для интеграции между новыми членами ЕС и другими странами в регионе. Заключение двусторонних торговых договоров в регионе может в дальнейшем усложнить торговлю, создавая систему несогласованных (или даже конфликтующих) правил. Россия и Турция предоставляют преимущество форматам двустороннего сотрудничества, которое будет отвечать целям регионального лидерства этих стран.

Это усложняет защиту экономических интересов таких стран, как Украина, которые заинтересованы в расширении присутствия собственных товаров и услуг на рынках максимального количества стран региона.

Частое упоминание «усталости» ЕС от расширения свидетельствует об отсутствии возможности продолжать процесс региональной интеграции. Имеющиеся инструменты политики соседства воспринимают в Брюсселе и в столицах «соседей» как малоэффективные.

Географическая карта Черного моря, с сайта dic.academic.ru

Четыре свободы

Ограничения четырех свобод – свободы передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, являются главной угрозой экономическому сотрудничеству в Черноморском регионе.

Например, усложненные визовые процедуры уменьшают объемы трансграничной миграции рабочей силы и торговли, порождают недоверие и неуверенность в эффективности сотрудничества между странами-партнерами. В финансовой сфере диалог происходит преимущественно между мощными финансовыми центрами экономически развитых стран, в число которых не входят большинство стран региона.

Безопасность и политические вопросы

Невзирая на существенный экономический вес ЕС в регионе, в плане безопасности на пространствах Черного моря лидируют другие страны. Это объясняется сложной и громоздкой процедурой принятия решений, а также разницей в восприятии вызовов безопасности среди государств-членов Евросоюза.

Так, Черноморская синергия ЕС не является традиционной комплексной политической инициативой, но направлена на поддержку текущего регионального (прежде всего секторального) сотрудничества: «Комиссия не имеет целью предлагать независимую Черноморскую стратегию, поскольку широкая политика ЕС относительно этого региона уже сформулирована в предвступительной стратегии относительно Турции, Европейской политике соседства и стратегическом партнерстве с Россией» [2].

Энергетика и транспорт

Фото: south-stream.info

Рост спроса на нефть и газ в мире обостряет конфликты между интересами трех типов стран: тех, которые добывают энергетические ресурсы, тех, которые транспортируют их, и тех, которые их потребляют.

Поскольку среди стран Черноморского региона представлены все три типа стран, им сложно договориться о правилах торговли и транспортировки энергоносителей.

Так, стремление ЕС уменьшить энергетическую зависимость от России [3] через транспортировку каспийских энергетических ресурсов в обход ее территории [4] увеличивает взаимное недоверие и может быть контрпродуктивным для укрепления энергетической безопасности в регионе. Любая модель энергетической безопасности в регионе будет недействующей, если она не будет учитывать интересы России.

Батиметрическая карта Черного моря, с сайта wiki.oceanographers.ru

Охрана окружающей среды

Большое количество экологических инициатив в Черноморском регионе имеет похожие цели и инструменты, что угрожает дублированием усилий [5].

Платформы сотрудничества в регионе [6] неустойчивы – узкосекторальный подход не предусматривает включение вопросов устойчивого развития водных бассейнов: морской транспорт, конкурентоспособность морского бизнеса, занятость в морском секторе, научные исследования и защита морской среды.

Кроме того, сотрудничество прежде всего опирается на формат двустороннего сотрудничества, эффективность которого часто низкая из-за несогласованности национальных экологических политик. Причина неэффективности многих региональных инициатив заключается также в отсутствии достаточного финансирования.

Украина: возможности для региональной интеграции

Фото: south-stream.info

Договор об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС и Украиной должен рассматриваться как инструмент реформирования государственных институтов и регуляторной среды страны, который может повысить конкурентоспособность экономики и привести к увеличению присутствия украинских товаров и услуг на рынках других стран региона.

Заданием экономической интеграции должна также стать отмена ограничений и исключений в торговле «чувствительными» товарами, которые существуют со всеми торговыми партнерами Украины в регионе. Подписание соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ не противоречит экономической интеграции со странами Евросоюза и будет дополнять будущее соглашение с ЕС.

Условием для достижения внешнеполитического успеха Украины в Черноморском регионе является не только улучшение отношений с региональными лидерами, Россией и Турцией, но и налаживание диалога с Болгарией и Румынией.

Инициатива Синергия Черного моря предлагает возможности для общих проектов относительно усиления энергетической безопасности, повышения конкурентоспособности экономик региона и охраны окружающей среды.

Наконец, Украина может быть гарантом стабильности в конфликтных зонах региона, чему также способствует ее имидж опытного «государства-миротворца» [7].

Европейское энергетическое содружество может стать перспективным объединительным форматом сотрудничества между странами Черноморского региона, ведь оно содержит ряд эффективных механизмов по решению конфликтных ситуаций в энергетической сфере. Внедрение европейских директив, определенных в Протоколе о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического Содружества, будет способствовать привлечению инвестиций в энергетический сектор страны (благодаря предсказуемой регуляторной политике), а также повышению экологической безопасности.

Организации третьего сектора и бизнес являются недооцененными элементами синергии региональных политик.

Неправительственные организации доказывают высокую эффективность своей помощи местным органам власти, которые оказываются самым слабым звеном в осуществлении региональных проектов [8].

Так, достижения Целевой рабочей группы «Дунай-Черное море» по оптимизации стратегического финансирования и координации финансовых инструментов, которые действуют в регионе, свидетельствуют об эффективности налаживания сотрудничества между организациями государственного и неправительственного секторов. Частный сектор может активнее приобщиться к финансированию проектов в сфере охраны водных ресурсов Черноморского бассейна вместе с новыми инструментами Европейского Союза по предоставлению финансовой помощи [9].

Карта Крыма и Черного моря, 1559 г., с сайта ship.bsu.by

[1]. Рекомендации разработали эксперты МЦПД по результатам исследований, представленных на сайте проекта «Четыре моря» (http://www.euseas.eu). Проект осуществляется при поддержке Европейской Комиссии в рамках 7-ой Рамочной исследовательской программы.

[2]. Европейская Комиссия 2007, Сообщение Комиссии для Совета и Европейского Парламента (www.mfa.gov.ua/data/upload/publication/.../eap-communication-ukr.doc).

[3]. Самым слабым звеном относительно энергетической безопасности в ЕС являются страны последней волны расширения.

[4]. ЕС сотрудничает со странами обоих регионов для обеспечения надежности энергетической инфраструктуры и диверсификации источников добычи и путей транспортировки энергоносителей через такие секторные инициативы, как Межгосударственная транспортировка нефти и газа к Европе (INOGATE) и Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (TRACECA).

[5]. См., напр.: http://www.iris-france.org/docs/kfm_docs/docs/observatoire-voisinage-europeen/bl-sea-1010-way-forward-final-published.pdf, с. 5.

[6]. Это, в частности, инструмент Синергии Черного моря (Black Sea Synergy) и инициатива из Комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management).

[7]. Украина может способствовать налаживанию русско-грузинских отношений в пределах международных организаций безопасности и инициатив, где Украина выступает членом, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, программа Партнерство ради мира и ежегодная Мюнхенская конференция по политике безопасности.

[8]. См.: http://ec.europa.eu/environment/enlarg/dablas/index_en.htm.

[9]. Большой потенциал для финансирования инициатив в сфере охраны водных ресурсов имеет, кроме Европейского инструмента соседства и партнерства (ENPI), новый «грантовый пул» Neighbourhood Investment Facility (NIF).