«Крымская платформа» Зеленского: главные сценарии реализации

09:01 08.10.2020

Президент Владимир Зеленский в условиях блокирования Россией переговорного процесса по Донбассу напрямую обвинил Кремль в агрессии и оккупации украинских территорий. Глава государства повторил недавнее предложение отечественного МИД создать отдельную международную платформу для обсуждения перспектив деоккупации Крыма.

Кроме того, 6 октября, на саммите Украина — ЕС Владимир Зеленский заявил, что к «Крымской платформе» готов присоединиться Евросоюз. «Флот2017» выяснял, как именно может возникнуть такая дипломатическая площадка, если, конечно, Офис президента реально намерен ее организовать.

Платформа деоккупации

Президент Владимир Зеленский, выступая на торжественном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, по случаю 75-й годовщины основания организации, в очередной раз обратил внимание на кремлевскую оккупацию Крыма и части Донбасса. Глава государства напомнил, что мотивом для создания ООН были колоссальные людские и политические потери Второй мировой войны. И тут же он добавил, что Вторая мировая преподнесла человечеству урок, который так и не был до конца усвоен.

«75 лет назад основание ООН стало символом того, что человечество должно было усвоить трагический урок Второй мировой войны. Но оккупация Крыма и военная российская агрессия на Донбассе свидетельствуют о том, что этот урок не усвоен. Я хотел бы напомнить, что это не только война в Украине. Это война в Европе. И это не просто посягательство на суверенитет независимого государства, это похоже на попытку вернуться к разделению сфер влияния в мире», – заявил украинский президент.

Затем, выступая на дебатах Генассамблеи, Владимир Зеленский обвинил власти России в нарушении территориальной целостности Украины и в злоупотреблении правом вето в ходе заседаний Совбеза ООН. Он настаивал на совершенствовании механизмов коллективной безопасности, что, по мнению Владимира Зеленского, может ускорить процесс деоккупации Крыма. Одним из инструментов глава государства видит создание международной платформы по освобождению полуострова.

«Самое главное: вопросы Крыма и Донбасса не должны стать привычными элементами международного пейзажа, где только доклады, тематические встречи и протокольные заявления к годовщине оккупации будут считаться достаточной формой международной реакции. Наоборот – пока рана в центре Европы кровоточит, боль будет чувствовать весь мир. И единственным рецептом эффективного лечения является лишь деоккупация Крыма и Донбасса», – настаивает Владимир Зеленский.

Тема платформы по Крыму, как проинформировала пресс-служба президента, всплыла в ходе недавнего разговора главы государства с евродепутатами. Как именно представители Европы отреагировали на предложение Владимира Зеленского, в президентской канцелярии не уточнили. Имеются основания полагать, что, если бы европейские собеседники единогласно поддержали слова президента, то подчиненные Владимира Зеленского об этом бы упомянули.

Офис президента и МИД нашей страны далеко не в первый раз заводят речь о крымской платформе, но пока все остается на уровне разговоров. Аналогичная ситуация была при президентстве Петра Порошенко, выступавшего за создание площадки «Женева плюс» для обсуждения будущей деоккупации Крыма. Тогда проект не «выстрелил», в том числе по причине прохладного отношения европейских лидеров, более заинтересованных вопросами Донбасса.

Единственная «новация» тут заключается в том, что на этот раз Владимир Зеленский, говоря о геополитических проблемах, не использовал эвфемизмов в духе «та сторона». Предложение создать крымскую платформу сочеталось с претензиями и обвинениями в адрес Кремля. У части наблюдателей сложилось впечатление, что на этот раз Банковая готова пойти на обострение в отношениях с Москвой. Допустим, что Офис президента на пару с МИД реально нацелены создать платформу по Крыму. Что в такой ситуации необходимо сделать Киеву? Схема может состоять из нескольких этапов. Первое – формально пригласить РФ к участию в платформе, демонстративно проигнорировав отказ Кремля.

Судя по заявлениям чиновников, украинская дипломатия пошла именно по этому пути. «Мы пригласим Россию принять участие в этой платформе. Конечно, мы понимаем, видя их страусиную позицию все 6 лет, как они выкручивают ситуацию, абсолютно цинично ведут себя по отношению к Украине и международному праву, поэтому надежд, что Россия примет участие в этой платформе, немного», – заявила журналистам первый замглавы МИД Эмине Джеппар.

Участник Краевой рады украинцев Крыма Андрей Щекун в общении с «Флотом-2017» назвал здравой идею создания отдельной переговорной площадки по Крыму. Он также отметил, что отказ Москвы в ней участвовать никоим образом не должен помешать планам Киева.

«Мы должны официально и публично пригласить РФ и другие государства, подписавшие Будапештский меморандум. На уровне ООН и других международных организаций зафиксировать, что мы приглашаем россиян для публичного участия в крымской платформе. Как дальше себя поведет Кремль – это уже ответственность российского руководства. Киев должен документально зафиксировать отказ, но это никак не должно мешать нам двигаться дальше в деле освобождения полуострова», – настаивает Андрей Щекун.

Использовать кремлевскую спесь

Следующий аспект – Киеву в вопросах Крыма нельзя зацикливаться на проблеме прав человека. Ведь именно на это и рассчитывает Москва, фактически торгуя заложниками с оккупированных территорий. Кремлю выгодно, чтобы все дипломатические коммуникации по Крыму сводились к второстепенным сюжетам: политические репрессии, водный дефицит, отказ пускать местечковых коллаборационистов на заседания международных организаций. Россияне заинтересованы в том, чтобы Украина и Запад обсуждали проблемы, порожденные оккупацией, но не саму оккупацию полуострова.

Киеву необходимо хотя бы ежегодно проводить, условно говоря, Крымскую конференцию по безопасности для комплексного обсуждения проблем, порожденных кремлевской агрессией, говорит директор Института мировой политики Евгений Магда. Геополитическую обстановку вокруг аннексированного Крыма можно представить некими концентрическими кругами. В первом круге находятся сам полуостров и государства Черноморского бассейна; во втором круге – государства НАТО; третий круг – государства мусульманского мира, так как крымские татары исповедуют ислам, говорит эксперт.

«На таких встречах можно будет продвигать вопрос непризнания полуострова «российским», а также моделировать процесс восстановления украинской власти, когда она вернется в Крым. Увы, возможности прямо давить на РФ (ядерное государство, постоянный член Совбеза ООН) ограничены. Тут есть смысл проводить крымскую конференцию по безопасности при участии Турции, Болгарии, Молдовы и Грузии. Особенно делать акцент на том, что Кишинев и Тбилиси также страдают от временной оккупации своих территорий», – говорит Евгений Магда.

Украинским дипломатам, общаясь с потенциальными участниками крымской платформы, необходимо напирать на то, что милитаризация полуострова – существенная угроза для всего Запада. Для того, чтобы «стимулировать» правительства отдельных европейских государств, Киеву придется такие аргументы «создавать», всячески используя политические слабости россиян. В том числе, их милитаристский гонор и гопнический стиль поведения.

Для примера, можно использовать нынешний водный дефицит в Крыму. На Россию в такой ситуации можно надавить через руководящие органы ООН, требуя ввести против Кремля дополнительные санкции за то, что РФ не выполняет свои обязательства как государство-оккупант и не обеспечивает Крым всем необходимым. Сюда можно также добавить развал медицины и социальной инфраструктуры в Крыму и организованное замещение коренных крымчан «колонистами» из соседней России.

Как отметил в беседе с «Флотом-2017» военный эксперт Александр Коваленко, острый водный дефицит на полуострове – реальный аргумент для введения дополнительных санкций против РФ. Как минимум, Киеву необходимо на этом настаивать на уровне ООН, ПАСЕ и других международных площадок.

«Пока в распоряжении Киева имеются только политические инструменты воздействия на оккупанта. Нашим властям необходимо использовать любой повод для усиления санкций, как персональных, так и корпоративных против лиц, замеченных в «освоении» захваченной территории. Неспособность оккупантов дать крымчанам воду – один из серьезных поводов, чтобы усилить давление на РФ», – сказал Александр Коваленко.

На такие действия Москва, скорее всего, ответит военным и политическим шантажом, сотрясая воздух угрозами в адрес Украины и ее партнеров и всяческих демонстрируя европейцам собственную неадекватность. В таком случае у Киева появляются дополнительные аргументы в пользу того, что Запад не может закрыть глаза на аннексию полуострова без ущерба для собственных интересов.

Ще на цю тему