Эксперт: Моряки и заложники беззащитны перед действиями властей и военных при столкновениях с пиратами

12:02 23.02.2011

Список пострадавших от действий военных захваченных сомалийскими пиратами гражданских моряков, рыбаков и яхтсменов, растет. 21 или 22 февраля в результате попытки силового освобождения американскими военными яхты Quest с 4-я яхтсменами на борту, все 4 яхтсмена погибли.

Погбили также 2 сомалийских пирата, 13 были арестованы. Незадолго до этого американские военные задержали иранское доу с 2-я сомалийскими пиратами на борту, которое использовалось в качестве пиратской базы для захвата яхты.

В «освобождении» яхты принимали участие авианосец USS Enterprise (CVN 65), только что проследовавший Суэцким каналом в сопровождении ракетного крейсера USS Leyte Gulf (CG 55 и 2 эсминца USS Sterett (DDG 104) и USS Bulkeley (DDG 84). Власти США уже заявили, что отслеживавшие яхту военные вынуждены были штурмом захватить яхту после того, как пираты начали убивать заложников.

Ecoterra Intl сообщает, что военные плотно висели на хвосте яхты, просто так пираты не стали бы убивать заложников, и что от чьего именно огня погибли заложники, неизвестно. И скорее всего, так и останется неизвестным.

Яхта Quest была захвачена 18 февраля в 1323 Гринвич в точке 18 00 N 061 02 E (Аравийское море, 240 миль от побережья Омана). Яхта находилась в кругосветном путешествии вот уже 7-й год, с декабря 2004 года. Яхта попыталась пройти из Индии в Оман, в порт Мина Райсут.

Владельцы яхты – семейная пара Джин и Скотт Адам (68 лет), оба пенсионеры, из Калфорнии, Джин работала дантистом, Адам ветеринаром. Другая пара – Филлис Макей из Сан-Франциско, и Боб Риггл (67 лет), бывший ветеринар из Сиэттла.

Власти США могут заявлять что угодно, но факт остается фактом – даже если все заложники погибли от пуль пиратов, спусковой крючок нажали именно американские военные. Либо военные пошли на штурм первые без всякой провокации со стороны пиратов, либо пираты были доведены до такого состояния, что первые открыли огонь. В обоих случаях, американские военные сознательно провоцировали силовой вариант развития событий.

Получается, что обычные рядовые граждане беззащитны перед действиями властей тех стран, гражданами которых они являются. Если вспомнить Beluga Nomination, то простые моряки беззащитны перед действиями военных любых других стран. Возможно, силовое освобождение захваченных пиратами судов сможет остановить наконец, пиратов, и как-то разрешить ситуацию в Индийском океане.

Но вновь и вновь повторяю – если это так, то надо делать это открыто, всем вместе, предварительно предупредив все заинтересованные стороны, то есть все судоходство и его клиентов. Сейчас же имеем совершенно непредсказуемую ситуацию. В случае захвата судна оно не гарантировано от попытки его силового освобождения, невзирая на потери среди моряков-заложников.

Причем эту попытку могут предпринять любые военные любой страны, даже если она не имеет вообще никакого отношения к судну, к морякам на его борту, и к грузу. Но и этого мало. В случае гибели моряков в результате непрофессиональных действий военных та страна, гражданами которой эти моряки являются, не выразит даже никакого протеста, как это было в истории с Beluga Nomination.

Российский и филиппинские моряки погибли в результате необьяснимых, легкомысленных действий военных Сейшел и Дании, однако ни Россия, ни Филиппины, не выразили в связи с этим никакого протеста, никакой реакции не было вообще, кроме воплей о зверствах пиратов.

Об именно таком вероятном развитии событий я предупреждал еще в 2008-м году. Все очень просто - страны поняли, что никаких протестов при попытках силового освобождения, сопровождаемых гибелью моряков, ни от кого не будет, и дали отмашку военным. Военные в свою очередь, этому только рады, им жизни заложников также не особо важны.

Все короче говоря, радуются, за исключением заложников, но до них никому нет дела, в том числе и средствам массовой информации.

Войтенко Михаил

По материалам Морской Бюллетень Совфрахт

Ще на цю тему