Немецкие и японские станки продолжают работать на российскую оборонку 

11:00 24.12.2025

Несмотря на международное санкционное давление, российский военно-промышленный комплекс продолжает использовать высокотехнологичные станки западного производства для создания тактического и стратегического вооружения.

Об этом заявили в Институте Роберта Лансинга, пишет GuildHall со ссылкой на RLI.

Как показало расследование, важнейшие оборонные предприятия России не только сохранили парк иностранного оборудования, но и находят способы его обслуживания и модернизации.

На примере пермского промышленного комплекса ИОЛЛА видно, что в цехах продолжают работать современные немецкие, японские и американские станки, включая прессы Schuler и обрабатывающие центры DMG Mori, Haas, OKK и SEIBU. Эти технологии имеют решающее значение для производства сложных компонентов, таких как электродвигатели для бронетехники, беспилотников и высокоточных приборов. Отсутствие отечественных аналогов, способных обеспечить микронную точность и стабильность при высоких нагрузках, вынуждает Россию полагаться на теневые схемы импорта и нелегальный сервис.

Технологическая зависимость российского ВПК от западного оборудования остается критической. Британский институт RUSI отмечает, что производство артиллерийских стволов в России полностью зависит от австрийских ковочных станков GFM, которые страна не может производить самостоятельно. Даже российские чиновники признают, что без оборудования мировых лидеров вроде DMG Mori или Schuler целые категории продукции, от авиационных двигателей до ракетных систем, прекратили бы свое существование. Чтобы поддерживать работоспособность этих машин в условиях санкций, российские предприятия адаптировались, используя параллельный импорт через третьи страны, теневой транзит запчастей и компьютерную инженерию для обхода программных ограничений.

В России сформировался целый теневой сектор сервисного обслуживания, где бывшие инженеры западных компаний продолжают работать с оборудованием, используя контрабандные детали или разбирая старые машины на запчасти. Особое внимание уделяется программным обходным путям. Поскольку современные станки с ЧПУ оснащены системами телеметрии, которые могут передать данные о местоположении производителю для удаленного отключения, российские заводы отключают оборудование от интернета. Специально привлеченные программисты помогают стабилизировать работу западных машин в автономном режиме, используя устаревшие версии программного обеспечения и взломанные лицензии.

Существование таких схем серьезно подрывает эффективность международного санкционного режима. Хотя официальные продажи и поддержка были прекращены еще в 2022 году, техника продолжает поступать на заводы, а производство оружия идет бесперебойно. Эксперты и международное сообщество настаивают на ужесточении контроля, предлагая обязать производителей проводить аудит всей цепочки поставок, включая дочерние фирмы в третьих странах. Обсуждаются и радикальные технические меры, такие как установка в станки GPS-модулей или программных систем, требующих регулярной онлайн-проверки. Без полной технологической изоляции и перекрытия каналов серого импорта стратегическая цель снижения военного потенциала России достигается лишь частично, так как каждый незаконно ввезенный станок в итоге превращается в ракеты или беспилотники.

Подробно с перечнем российских предприятий под санкциями можно ознакомиться в Базе данных юридических лиц, в отношении которых введены санкции Украины, ЕС, Великобритании, Канады и США в связи с российской агрессией против Украины.
 

Ще на цю тему