Встречаются ли Восток и Запад, или о Турции, объединяющей Азию с Европой (часть 3)


Айя София или Святая София, Стамбул. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

Алексей СОЛОВЬЕВ
редактор отдела туризма BlackSeaNews

 

Продолжение, начало читайте здесь:
Встречаются ли Восток и Запад, или О Турции, объединяющей Азию с Европой (1). Встреча с Босфором

Встречаются ли Восток и Запад, или о Турции, объединяющей Азию с Европой (2). Византийские встречи

Исследовав берега Босфора, мы утвердились в том факте, что есть на карте мира места, чья география просто предполагает основание там городов.

Посетив достопримечательности, включенные нашими коллегами, турецкими журналистами в профессионально составленную программу 52 конгресса ФИЖЕТ, приходишь к выводу, что они показали нам те знаковые здания Стамбула, которые дают возможность расшифровывать исторический код этого великолепного города.

Силуэты стройных минаретов, пестрота базаров, полных ароматных специй и искусных изделий ремесленников в историческом центре современного Стамбула просто зачаровывают экзотикой Востока. Но, город, в котором навечно сплелась история Запада и Востока, является, прежде всего, крупнейшим мировым центром культурного туризма.

Самым лучшим доказательством этому служит величественная Айя София или Святая София (Hagia Sophia или Ayasofya, или Sancta Sophia), бывшая церковь, впоследствии ставшая мечетью и превращенная благодаря мудрости основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка в один из самых посещаемых музеев мира.

Храм Святой Софии – это храм Премудрости Божьей. Именно так Святая София или Sancta Sapientia именуют Христа Спасителя в Священном Писании. Это одна из трех ипостасей Иисуса Христа: Айя-София – Божья Премудрость, Айя-Ирена (Святое Благодушие или иногда переводят как Священный Мир) и Айя Динамис (Святая Сила).

Из предыдущей статьи мы знаем, что в Стамбуле есть и церковь Св. Ирины. Она вошла в историю благодаря Второму Вселенскому или Первому Константинопольскому собору 381 года, в документах которого город впервые письменно упомянут под именем Константинополь.

Собор 381 года способствует дальнейшему развитию христианства как официальной религии. В этот период продолжается массовое строительство церквей, начатое ещё при Константине Великом. Во времена правления его сына Констанция II в 360 году перестраивается первое здание церкви Святой Софии, построенное ещё в 324 – 337 годах.

В то же время языческая религия и культура приходят в окончательный упадок, как и сама Римская империя. Символом заката античной культуры станет проведение в 393 году последних Олимпийских игр. После этого олимпийские храмы станут постепенно разрушаться. Окончательный распад Римской империи и отделение от нее Византийской империи произойдут в 395 году, когда по завещанию умирающего императора Феодосия Великого её разделят на Западную и Восточную.

Время от времени в Восточной или Византийской империи происходят разные драматические события. Мы можем судить о них на примере истории Святой Софии: в 404 году церковь разрушена во время народного восстания, её отстраивают, но здание погибает во время пожара 415 года. В том же году император Феодосий II приказал построить новую церковь Святой Софии.

Но все эти события нельзя и близко сопоставить с глобальными переменами на Западе. В 410 Рим взят и разграблен вождем вестготов Аларихом, что стало прелюдией окончательного захвата варварами Рима.

В 476 году регалии императоров Западной империи присылаются в Константинополь, в 480 году умирает последний претендент на престол Западной Римской Империи. Многовековое владычество Римской империи заканчивается её окончательным распадом на несколько варварских королевств, а в Европе начинаются средние или темные века.

С 395 года авторитет и влияние Византийской империи, наоборот, постоянно растут. Созданная Константином Великим на основе имперской и христианской идей, через 200 лет после него его империя достигает пика своего величия и силы. В VI веке судьба подарила ей ещё одного величайшего императора. Это – Юстиниан I. Его не зря назвали Великим. При нем границы Византии почти достигнут размеров прежней Римской империи (кроме Испании и Галлии). Да, и после него будут у Византийской империи и падения и взлеты, но такого блеска и благополучия как в его времена ей не суждено было увидеть больше никогда.

В отличие от Константина, которого боялись, Юстиниан производил впечатление человека открытого и тихого. Гнева своего не выказывал, голоса своего не повышал, но его приказы отправляли на смерть тысячи людей и исполнялись беспрекословно. Говоря современным языком, он был отличным управленцем и мог собрать вокруг себя сильную команду.

Строительство Святой Софии свидетельствует об этом. В 532 году Константинополь был сильно разрушен во время восстания  «Ника», подавленного полководцами Юстиниана, уничтожившими почти 30 000 его участников. Собор Св. Софии сгорел и лежал в развалинах.

Но всего лишь через сорок дней после восстания, 23 февраля 532 года, по приказу Юстиниана начинается самая грандиозная стройка его времени, на которую уйдет 320 тысяч фунтов золота (1 фунт – 453,6 гр.) или три годовых дохода Византийской империи.

Купол Святой Софии, один из пяти самых больших в мире. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

Два выдающихся архитектора и математика Исидор из Милета и Анфемиос из Траллеса спроектировали здание революционное по своей архитектуре: вместо привычной прямоугольной формы оно будет почти квадратным, а самая высокая его точка будет приходиться на высокий центральный купол, а не на апсидное святилище его восточной части. Так появится грандиозный, как бы «спущенный с неба на золотой цепи», купол диаметром более 31 м и высотой 55, 6 м. Свет, струящийся через 40 окон, проделанных в ободке купола, создает впечатление его парения в воздухе. Пройдет почти тсяча лет прежде, чем в мире появятся купола большего диаметра, но и сейчас Купол Святой Софии входит в пятерку самых больших куполов планеты.

Собор стал воплощением могущества огромной империи. Наилучшие детали античных храмов были собраны отовсюду для его украшения: восемь порфировых колонн из римского храма Солнца, бронза из храма Артемиды и восемь колонн зеленого мрамора из Эфеса, несколько колон привезли из Афин.

Стены украшались мраморными плитами различных оттенков и великолепными драгоценными мозаиками, в которых доминировал золотой цвет. Для освещения по храму были расставлены многочисленные золотые светильники.

В соборе, который на столетия станет главной и самой большой христианской святыней, прихожан поражал пятнадцатиметровый иконостас из цельного серебра. Около украшенного инкрустацией из золота и драгоценных камней алтаря висела Плащаница Христа.

В соборе хранились и другие ценнейшие реликвии – Честной Крест Господень, привезенный из Иерусалима императрицей Еленой, стол, за которым происходила Тайная вечеря и многое другое.

Через пять лет, десять месяцев и четыре дня после начала строительства Святая София была торжественно открыта 27 декабря 537 года. Увидев великолепие нового храма, Юстиниан воскликнул: «О, Соломон, я превзошел тебя!». Построенный им храм превосходил и Храм Соломона в Иерусалиме и все языческие и христианские культовые постройки Рима и Греции. Величественный и вместе с тем легкий и как бы парящий в воздухе огромный собор площадью в 7500 кв.м называли «Megalo Ecclesia» или «Исполинская церковь».

Верхняя галерея или хоры Святой Софии. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

Айя-София стала архитектурным воплощением всего накопленного опыта строительства грандиозных сооружений в древней Греции, Риме и Византии и экономического могущества Византийской империи.

Выгоднейшее географическое положение сделало Константинополь основным центром торговли между Европой и Азией. Но Юстиниан добавляет к торговле зерном, основному экономическому фундаменту империи прежних времен еще один важный элемент – шелк.

Запад переживал не лучшие времена, и Византия все более ориентировалась на торговлю с востоком – Китаем и Индией, откуда везли специи, шелк и драгоценные камни. Юстиниану удалось справиться с препятствиями со стороны Персии. Она не только жестко контролировала сухопутные караванные и морские пути через регион Персидского залива, но и налагала огромные пошлины на шелк, самый популярный товар того времени.

Он проложил новые, минующие Персию, торговые пути,  самым успешным из которых оказался северный – через Крым. Для его охраны в VI веке на крымском побережье были построены византийские крепости.

Между тем, по приказу Юстиниана несколько монахов тайно привезли с Востока яйца шелкопряда и технологию производства, что сделало Константинополь первым городом Европы, где появились шелковые фабрики и началось производство шелка. Юстиниан ввел государственную монополию, по которой шелковые ткани не могли продаваться свободно, а свозились с фабрик в императорскую сокровищницу.

Ткачи Византии изобрели новые технологии, позволяющие делать особенные по своей красоте ткани с повторяющимся рисунком. А особо ценные ткани византийская таможня из-за монополии не позволяла экспортировать на Запад. В Константинополе же шелк был повсюду: на базарах, в богатых домах и дворцах, на алтаре собора Святой Софии и других церквей. Некоторые из 555 священнослужителей собора Святой Софии были одеты в облачения, изготовленные из особенно драгоценных шелков.

В сегодняшней Святой Софии мы не увидим знаменитых шелков Византии, но представить их великолепие можно, рассматривая мозаики собора, которые также позволяют расшифровать дальнейшую судьбу империи, Константинополя и церкви.

Вот период Юстиниана Великого. Мы видим, что мозаики в основном геометрические и не изображают людей. Эта тенденция окончательно победит в 726 году, когда в Византии начнется компания по иконоборчеству и император Лев III вообще запретит изображение святых в человеческом облике.

В результате верующие с иконами бегут в отдаленные районы империи, в частности в Крым, где в это время возникают пещерные монастыри. В самой же Византии в период иконоборчества все изображения святых в человеческом образе будут уничтожены даже в Св. Софии. Однако византийское иконоборчество не только не получило никакой поддержки в Риме, а привело к падению её влияния и постепенному отходу Рима от Византии.

IX век ознаменуется тем, что в 800 году папа Лев III в Риме коронует Карла Великого императором Запада. Отношения между Византией и Римом будут все время  осложняться. И причинами этого станут не столько запреты на вывоз шелка, сколько серьезные церковные противоречия, частично сглаженные во времена Юстиниана Великого.

Центральная мозаика Богоматерь с Младенцем. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

После того как в Византии в 843 году период «Иконоклазма» или иконоборчества, наконец, подойдет к концу, в полукуполе центральной апсиды Св. Софии в 867 году появится великолепное мозаичное изображение Богоматери с Младенцем. Но в этом же 867 году конфликт между римским папой и константинопольским патриархом обострится вновь.

Великолепна и мозаика над Центральными или Императорскими дверями. Она изображает кающегося перед Иисусом Христом Льва VI Мудрого, правившего на рубеже IX и X веков. Именно во время его правления Вещий Олег в 907 осадил Константинополь и оставил свой щит на вратах Царьграда, а 2 сентября 911 он заключил торговый договор с Русью и это стало первым упоминанием о государстве, большая часть которого сейчас называется Россия.

Мозаика над дверью, ведущей в нартекс, напоминает нам уже о X веке: Богоматерь, но теперь уже в окружении двух великих императоров: Константина и Юстиниана. Византия и Рим в том же веке ещё больше отдалятся друг от друга: в 962 году германский король Оттон I будет объявлен императором Священной Римской империи, объединившей территории Центральной Европы.

Иисус Христос и император Константин IX Мономах. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

Ещё одна мозаика собора Святой Софии датируется XI веком и изображает императора Константина IX Мономаха, деда великого князя киевского Владимира Мономаха. Его лицо спокойно, он еще не знает, что в конце его правления в соборе Св. Софии произойдет событие, ставшее предвестником трагедии Византийской империи.

Летом 1054 года в Константинополь прибыли послы папы, но их переговоры с Патриархом Константинопольским Серулариусом зашли в тупик. 16 июля 1054 во время Божественной литургии римский посланник кардинал Гумберт положил на алтарь собора Святой Софии папскую буллу с отлучением патриарха Константинопольского от церкви. Через некоторое время Патриарх Серулариус созвал синод и отлучил от церкви Гумберта и других посланников.

В мировой истории эта дата стала известна, как день раскола Востока и Запада или Великого раскола 1054 года, или день разделения христианской церкви на восточную Православную Церковь и западную Римскую Католическую Церковь.

Что касается Константина IX, то он попытался исправить это положение, но, увы, умер в январе 1055.

Богородица и император Иоанн II Комнин и императрица Ирина. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

И другая мозаика: Богоматерь с императором Иоанном Комнином и его женой Ириной. Она датируется примерно 1120 годом и опять показывает спокойные лица правителей великой империи.

Но трагедия уже близка... Хотя и трудно представить, что менее чем через 100 лет, летом 1203 года, на Босфоре появится флот Четвертого крестового похода под командованием 95-летнего венецианского дожа Энрико Дандоло. Полуслепой старик убедил крестоносцев напасть на Константинополь вместо Святой Земли, и в 1204 году они разграбят и сожгут почти треть города.

В течение 50 лет большая часть города будет находиться в руках крестоносцев, которые  продолжат вывозить его богатства. Правы были те, кто отсоветовал Юстиниану Великому покрывать стены собора золотом – крестоносцы разломали в Святой Софии знаменитый серебряный алтарь и даже содрали облицовку с дверей. Драгоценные священные христианские реликвии были увезены на запад, некоторые из которых и сегодня хранятся в соборе Сан-Марко в Венеции, другие рассеяны по всей Европе, включая легендарную Плащаницу, находящуюся сейчас в соборе в Турине (Северная Италия). Святая София с 1204 до 1261 года использовалась в качестве католического собора и умершего в Константинополе в 1205 году Энрико Дандоло похоронили на её хорах.

Иисус Христос из знаменитой мозаики Деисус в Святой Софии. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

Недалеко от этого места находится, пожалуй, самая великолепная мозаика собора. Это чудо, не увидев которого, из Святой Софии уходить просто нельзя. Это знаменитый Деисус или «Моление»: Богоматерь и Иоанн Креститель молят Христа Пантократора («Вседержителя, Правителя мира) о спасении рода человеческого.

Датировки этой потрясающей мозаики разнятся от 12 века до второй половины 13 века. Поэтому одни говорят, что нижнюю часть мозаики уничтожили крестоносцы, другие – что она погибла позже. Хвала богам, что сохранилась верхняя, настоящий символ вершины византийского изобразительного искусства. Просто взгляните в глаза Христа на этой мозаике, и сразу поймете, почему в Священном Писании его именуют Премудростью Божьей, а ещё вы прочтете в них предчувствие судьбы империи и храма.

Да, в 1261 году Византийская империя восстанет из пепла, её столица Константинополь опять полностью вернется под власть императора, но прежнего величия ни город, ни империя уже не обретут никогда.

А вечером 28 мая 1453 года в Святой Софии пройдет последняя христианская литургия, которая продолжится всю ночь. Она ознаменовала закат великой империи. Молиться за спасение города Константина Великого в собор придет последний император Византии Константин XI Палеолог Драгаш и затем выйдет с войсками за стены города, чтобы попытаться защитить и город и империю.

Этим последним сражением и закончится 53-дневное окружение и битва за Константинополь 30 тысяч защитников города с армией Мехмета Фатиха, состоящей из нескольких сотен тысяч человек, включая 12 тысяч янычар.

Мехмед II торжественно въедет в Константинополь по его центральной улице, носившей название Меса или Средняя, прямо к Святой Софии. Одна легенда говорит, что он на своем белом коне въехал в храм в знак победы, другая о том, что спешился и, осыпав голову горстью пыли, выказал тем самым уважение и смирение перед красотой и величием храма.

По его приказу собор был перестроен в главную мечеть и получил название Айя София Джами или мечеть Айя София. По его же приказу кости венецианского дожа Энрико Дандоло, руководителя Четвертого крестового похода, были выброшены из Святой Софии и отданы псам.

Итак, 29 мая 1453 года Византийская империя, просуществовавшая 1123 года, фактически прекратила свое существование.

Великолепные мраморные колонны, величественный купол, мозаики Св. Софии до сих пор свидетельствуют о достижениях Византии в инженерном искусстве и архитектуре. Можно вспомнить также, что нашей цивилизации Византийская империя оставила в наследство современную юриспруденцию, основы правового государства, базирующегося на римском праве, систему школьного и высшего образования – первый университет уже в V веке появился именно в Византии. Здесь же закладывались и основы современной мировой юриспруденции, дипломатии и системы финансов.

Но что же все-таки погубило эту мощную империю – торговая война с венецианцами, которые привели крестоносцев или мощь новой и растущей османской империи? Что же вообще губит страны и империи?

Может быть, лучший ответ можно найти в следующей истории. Молодому полководцу МехметуI I был всего 21 год, когда он захватил Константинополь. Осматривая город, он поразился чрезвычайному богатству и величине некоторых его домов. Мехмет II знал об отсутствии средств у защитников города и поэтому призвал к себе богатейших людей Константинополя и спросил их, почему же они не помогли деньгами отстоять свой город. И ответили богачи, что деньги свои берегли для него, победителя, Мехмета II. И поразил молодой султан всех своей мудростью. Его приказ гласил: отрубить этим богачам головы, а тела выбросить на улицу собакам.

А ещё говорят, что устои Византии подорвали коррупция и олигархия. С этим явлением в империи, где государственная централизованная власть занимала лидирующие позиции, постоянно, но не всегда успешно боролись.

Проворовавшихся чиновников ссылали, их имущество конфисковали, но олигархи и чиновники обзаводились большим количеством слуг и охраны и успешно противодействовали санкциям со стороны государства, балансируя на грани гражданской войны. Они постепенно добиваются проведения реформ, направленных на децентрализацию власти и многие выгодные, стратегические и монопольные государственные функции, такие как таможенные поступления от грандиозной международной торговли на Босфоре и Дарданеллах постепенно попали в руки отдельных семейственных кланов.

Олигархическое разложение государства продолжалось, усиливалось и способствовало гибели империи, так как большинство богатейших семей Константинополя не дали ничего из своих богатств на оборону города. Все же те, кого не казнили по приказу Мехмета II убежали со своими капиталами на запад. Но в бизнесе они там не преуспели, разорились и обнищали.

А Святую Софию перестроили в мечеть. 1 июня 1453 Мехмет II присутствовал на торжественной молитве, ознаменовавшей окончание этих работ. Позднее к собору пристроили четыре минарета, внутри повесили круглые кожаные щиты с цитатами из Корана и именами первых халифов.

Мехмет II был приверженцем политики веротерпимости, и, может быть, именно это и сохранило мозаики, изображающие святых в человеческом образе. Их не сбили, а просто замазали штукатуркой.

Там их и обнаружили через столетия во время реставрации 1847-1849 гг. Их зарисовали и опять закрыли.

В двадцатом веке Турции повезет с лидером, портреты которого и знаки уважения к которому видны в современной Турции везде. Это Мустафа Кемаль Ататюрк, который проведет в стране мудрые реформы. Благодаря тому, что в 1931 г. он отделит церковь от государства, в 1935 году он отдаст приказ превратить Св. Софию из мечети в музей и даже снять огромные кожаные щиты.

После его смерти в 1938 году щиты, считающиеся самыми крупными образцами арабской каллиграфии, опять вернут на место, но одновременно продолжится расчистка и реставрация христианских мозаик византийского периода.

Айя София – один из самых популярных музеев Стамбула. Фото Алексея Соловьева, BlackSeaNews

И сейчас перед тем, как войти в Святую Софию, мы можем полюбоваться сохраненной мозаикой над Императорскими дверями, сделанными по преданию, из деревянных останков Ноева ковчега. Она изображает Иисуса Христа, сидящего на византийском троне с открытой книгой, надпись в которой на греческом гласит: «Мир тебе. Я есть свет этого мира».

Войдя в Св. Софию, мы увидим в апсиде бывшего собора огромную мозаику Богородицы, спокойно взирающую на щиты с цитатами из Корана бывшей мечети. Здесь и вспоминается опять значение сочетания Hagia Sophia – Премудрость Божья.

Да, Святая София или Айя София является подлинным памятником мудрости тех представителей Запада и Востока, которые создали её, и тех, кто предотвратил её разрушение и дал нам возможность через века посещать её как музей.

Затем, бросив прощальный взгляд на мозаику над дверью, ведущей в нартекс, изображающую Богоматерь в окружении двух великих византийских императоров – Константина с моделью основанного им города и Юстиниана с моделью Св. Софии, – выйдете на улицы современного мегаполиса, который на протяжении почти 500 лет был столицей Османской империи.

О том, как изменился этот город после встречи двух империй, мы поговорим в следующей статье. 

Продолжение следует

Коментарі:



Ще на цю тему:

Ми в соцмережах
Новости от KINOafisha и TVgid
Загрузка...
Загрузка...
Новинки кино - http://kinoafisha.ua/skoro/
Архів новин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд