Оккупанты сдали треть севастопольских лесов за 270 рублей

11:37 16.04.2018

Группа компаний «Эллада» получила без конкурса 3800 га лесов, заповедников и пляжей за 270 рублей в год. В понедельник, 16 апреля, оккупационное «правительство» может разрешить ей застраивать лес охотничьими городками.

На очереди — еще 8000 гектаров за такие же копейки, пишет Примечания.

Это треть всех лесов Севастополя, и отдыхать там станет либо дорого, либо опасно: на частной территории могут подстрелить.

Как стало известно, Севприроднадзор без конкурса заключил с ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», связанной с группой компаний «Эллада», 10 договоров аренды лесных участков: в урочищах Алсу, Сухая речка, Сухой ручей и Аязьма, на Тороповой даче и возле горы Гасфорта. Произошло это еще в сентябре-ноябре 2017 года.

Лесные участки общей площадью 3800 га простираются от мыса Айя до сел Гончарное и Резервное, и далее — почти до Бочки смерти в Балаклаве, захватывая весь берег моря, от Золотого пляжа до Затерянного мира. Попал в их число и незаконно построенный до оккупации Крыма охотничий вольер в заказнике «Мыс Айя» площадью около 600 га.

За огромный по местным меркам участок — 10% от общей площади городских лесов — «Орлиновское охотничье хозяйство» будет платить 270 рублей в год в течение 20 лет, до 2037 года.

Но 3800 гектаров — лишь часть из 12 770 га, на которых «Орлиновскому охотничьему хозяйству» разрешили проводить охоту еще до оккупации (решение Горсовета от 08.04.2008 № 4028). Именно проводить, но не пользоваться землей для коммерческой организации охоты. 16 июня 2017 года российское оккупационное «правительство» Севастополя подтвердило украинский документ, заключив с ООХ Охотохозяйственное соглашение № 2, позволившее «Элладе» продолжать охоту на значительной территории Севастополя.

Эта гигантская для города площадь охватывает леса от Хмельницкого до Штурмового, от Мекензиевского лесничества до Черной речки, окружая Чернореченское лесничество до трассы Севастополь-Ялта, далее проходя от 28 км трассы к Черному морю и поворачивая на запад. В общей сложности это — 30% всех городских лесов.



Получить в полное распоряжение все эти 12 770 гектаров леса ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» готовится потом. А пока на основе украинского решения Горсовета, дававшего «Элладе» неконкурентные преимущества (что противоречит антимонопольному законодательству РФ) на фирму оформлены права аренды 3800 га леса.

В феврале-марте 2018 года симферопольское ООО «Эдельвейс Крым» подготовило для «Орлиновского охотничьего хозяйства» проект освоения лесов на крупнейший из арендованных осенью прошлого года 10 участков — он занимает 3658 га.

Тут требуется небольшое пояснение. Если вы хотите в России зарабатывать на охоте, вы проходите несколько стадий. Сначала вы заключаете с властями охотохозяйственное соглашение: оно дает вам право организовывать охоту на определенной территории. Если вы хотите устроить там вольеры, питомники, охотничьи кордоны и базы и т. п. — вам нужно взять лесные участки в аренду. А затем предоставить властям Проект освоения лесов — документ, где предусмотрена вся запланированная вами деятельность на арендованном лесном участке.

Если экспертиза и власти его утверждают — вы, по сути, становитесь полновесным хозяином леса. Это еще не частная собственность, но нечто весьма близкое к ней.

Так вот, участок, на который «Орлиновское охотничье хозяйство». подготовило Проект освоения лесов — не только самый крупный из 10, но и самый интересный по расположению. Он был получен фирмой от Севприроднадзора по договору аренды № 12/17 в сентябре 2017 года.

Участок (ограничен зеленой линией) идет по берегу от Балаклавских пляжей до мыса Айя и захватывает лесной массив от обрывов Куш-Кая над Батилиманом до трассы Севастополь-Ялта, исключая лишь села Гончарное и Резервное. Скандальный охотничий вольер находится как раз там (территория, заштрихованная красным).

Оккупационное «правительство» Севастополя планирует в срочном порядке утвердить Проект освоения лесов на этот участок уже в понедельник.

Если он будет утвержден, то:

«Орлиновское охотничье хозяйство» получает право монополии на охоту в Севастополе, выплачивая городу при этом символическую сумму в размере 270 рублей в год за 3800 га леса. Сдать леса за копейки чиновникам позволило отсутствие конкурса и заведомо некорректно составленное Охотохозяйственное соглашение № 2 от 17 июня 2017 года: в нем должны быть указаны границы охотничьих угодий и конкретные лесные участки, которые планируется использовать — а указаны только границы угодий. Если бы Охотхозяйственное соглашение заключалось по конкурсу, арендная плата за лесные участки была бы совсем другой.

Будет полностью легализован незаконно построенный до оккупации вольер в заказнике «Мыс Айя». Этот процесс начался еще при первом российском «губернаторе» Сергее Меняйло. Сначала он протолкнул региональное положение об ООПТ, формулировка которого позволила заключать охотсоглашения, нарушающие федеральные нормы. Потом постановлениями оккупационного «правительства» Севастополя № 408-ПП и № 409-ПП от 29.04.16 об утверждении положений о государственных заказниках «Байдарский» и «Мыс Айя» Меняйло, с одной стороны, запретил там охоту, а с другой — разрешил там разводить диких животных в полувольных условиях и находиться там с оружием.

При Овсянникове легализация вольера продолжилась. Первое, что он сделал, придя к власти — это объединил Севлесохотнадзор с Севприроднадзором, тем самым «сократив» нелояльных ему руководителей органов и упростив себе методику воздействия на исполнение своих решений. Сегодня экологи и лесники в Севастополе друг друга не контролируют. А Управление особо охраняемых природных территорий, животного мира, лесного и охотничьего хозяйства в Севприроднадзоре возглавил земляк Овсянникова из Удмуртии Виталий Леготкин, занимавшийся на родине исключительно охотничьей деятельностью. Позже, когда прокуратура Севастополя признала вольер незаконным, Овсянников лично блокировал его снос. Осенью прошлого года специальная комиссия «заксобрания» заподозрила чиновников в сговоре с лесными бизнесменами.

Но это никого не остановило. Договор № 12/17 об аренде лесного участка с вольером, помимо разведения животных в ландшафтном заказнике, разрешает частной компании-монополисту отстреливать их «с целью регулирования численности».

Штрафы за нарушения в сфере лесной деятельности по договору минимальны. Например, за передачу леса в субаренду, которая запрещена договором, штраф составит 142 рубля 69 копеек.

Леса, в том числе заповедные, будут застраивать и распахивать. Процесс уже идет. Заключенное при Овсянникове Охотхозяйственное соглашение № 2 составлено так, что Севприродназдор обязуется предоставить ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» любой лесной участок в границах их угодий. Причем не только для охоты, но и для создания инфраструктуры: охотничьи домики, базы, дороги, склады, навесы, стрелковые вышки, разделочные столы.

Сейчас на территории вольера бурят дыры под столбы, разгораживают его, роют новые водоемы. Из-за этого в родниках заказника «Мыс Айя» пропадает вода.

Мало того, 14 апреля на лесной дороге, ведущей к Тороповой даче, начали класть асфальт.

А еще в ландшафтных заказниках «Мыс Айя» и «Байдарский» хотят распахать поля под свеклу и топинамбур. Корнеплоды нужны арендатору для подкормки животных, которых потом будут отстреливать. Это — сельское хозяйство, оно строжайше запрещено в ООПТ. В заказниках даже дикоросы пересаживать нельзя.

Доступ граждан в лес и к лесным водоемам может стать платным. В состав договоров аренды на 9 лесных участков, которые Севприроднадзор отдал «Орлиновскому охотничьему хозяйству» в нобяре 2017 года, входят общедоступные зоны отдыха — «Сухой ручей» и «Сухая речка» у горы Гасфорта, «Торопова дача» с озером, Алсу, урочище Аязьма над Золотым пляжем, Инжир. По сравнению с зоной вокруг вольера, эти 9 участков невелики: в общей сложности они занимают около 140 га. Но есть основания опасаться, что севастопольцы окончательно потеряют право на бесплатный отдых даже там, где отдыхали десятилетиями.

Уже сейчас бесплатно не пройти на Торопову дачу — вас встретит охрана. Это значит, что скоро и на поляне под Алсу севастопольцы бесплатно расположиться не смогут.

Однако для жителей города происходящее имеет и более серьезные последствия. Согласно Лесному кодексу РФ и Лесному плану Севастополя лес — это рекреационная зона, граждане имеют право ходить по лесу где угодно. Но соглашения Севприроднадзора с «Орлиновским охотничьим хозяйством» создают для отдыхающих опасность быть случайно подстреленным на прогулке.

Кроме того, арендованный фирмой участок накрывает один из самых интересных и привлекательных участков Большой севастопольской тропы. И, согласно некоторым положениям об имеющихся у ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» документов, «Эллада» может ограничить проход по любым тропам — в том числе по Большой севастопольской.

Так, согласно п 2.7 Проекта освоения лесов на договор № 12/17, пребывание граждан в лесах, помимо соображений пожарной и санитарной безопасности, может быть ограничено в целях «безопасности при выполнении работ». Каких именно «работ», документом не уточняется.

Сейчас на фоне конфликта Дмитрия Овсянникова с городским прокурором Игорем Шевченко Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура проводит проверки вольера и Тороповой дачи, а также разрешительной документации, выданной Севприроднадзором «Орлиновскому охотничьему хозяйству». Видимо, поэтому у Овсянникова так спешат легализовать охотничьи угодья (и в частности вольер).

Происходящее касается не только обычных лесов, но и ООПТ — ландшафтных заказников «Мыс Айя» и «Байдарский». Поскольку они находятся в ведении Минприроды РФ — то, согласно части 3 статьи 89 Лесного кодекса РФ государственная экспертиза Проектов освоения лесов, расположенных на землях ООПТ, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В данном случае это Минприроды РФ.

Однако оккупационное «правительство» Севастополя собирается утвердить документ без госэкспертизы и без согласования с Минприроды РФ.

Ще на цю тему