К политической и экономической истории Крыма "нулевых" годов 21 века. Часть 1

Активисты крымской организации партии Регионов встречают своего лидера, премьер-министра Украины Виктора Януковича, 1 сентября 2007 года на открытии виадука на шоссе между Алуштой и Ялтой. Фото М.Розенштейна, специально для BSNews

Андрей КЛИМЕНКО
гл. редактор BSNews и «Большая Ялта News»,
заслуженный экономист АР Крым

Фото из серии «Политические лица»
Михаил РОЗЕНШТЕЙН
зам. гл. редактора «Большая Ялта News»
специально для
BSNews

Начался год 20-летних постсоветских юбилеев 1991–2011, и крымский юбилей референдума о воссоздании автономии 20-го января 1991 открывает эту серию. Это год размышлений и осмыслений на всем пространстве, которое упорно называют «постсоветским». 20 лет — это срок. И ваш автор хочет этими заметками побудить крымских и некрымских интеллектуалов к осмыслению автономного пути и не только...

Эти наброски никоим образом не претендуют на полноту и всеохватность. Многие процессы и тенденции намечены лишь пунктиром, многие — вызывают у самого автора ощущения неоконченности и неудовлетворенности собой. Целый ряд событий оставлен за скобками — чтобы не разрывать логическую цепь ответвлениями. Автор надеется, что его скромная попытка станет раздражителем для крымских ученых и публицистов, поскольку пришло хорошее время для осмысления 20 лет крымской истории.

К середине нулевых годов — с точки зрения безопасности и перспектив развития — создавалось впечатление, что Крым уже не создает и больше не будет создавать явных проблем. Но это оказалось иллюзией. К переломному 2005-му Крым подходил в таком состоянии и с таким «анамнезом».

В 2002-2003 годах, с завершением «коммунистического» периода в автономии и уходом лидера крымских коммунистов Леонида Грача с поста председателя Верховной Рады АР Крым, прекратился или значительно смягчился острый конфликт между представительной и исполнительной ветвями власти Крыма, обострившийся с 1998 года. Тандем "Борис Дейч — Сергей Куницын" сумел тогда перевести традиционное соперничество между крымским парламентом и правительством в более спокойное русло, хотя схватки "под ковром" не затихали и в этот, почти благостный, период.

В эти годы «позднего Кучмы» — при активной позиции крымских органов власти — был разрешен острый конфликт 2003 года Украины с Россией вокруг острова Тузла. Отношения с РФ после этого стресса вошли в более спокойную фазу. Население Крыма с удивлением и непониманием отнеслось к действиям РФ в отношении Тузлы и в общем-то не очень отреагировало на провозглашенный в этом же году официальный курс Украины в НАТО.

Частое пребывание в Крыму ставшего к тому времени практически «невыездным» президента Украины Леонида Кучмы, инициирование им большого количества мероприятий и приемов на полуострове, в основном по линии СНГ, создавало эффект примирения и даже некоего «начала любви» Крыма к Украине.

Леонид Кучма и Романо Проди в Ливадии. Фото М.Розенштейна, специально для BSNews

В 2000 – 2004 годах — с принятием при активной поддержке президента Кучмы закона Украины о территориях приоритетного развития в Крыму и СЭЗ «Порт Крым» — активизировались инвестиционные процессы на полуострове, особенно в Ялте и в Северном Крыму. И хотя речь шла в основном не об иностранных, а об украинских и российских инвестициях через оффшорные юрисдикции, в этой сфере наблюдалась позитивная динамика. При этом, по оценкам экспертов, преобладали российские инвестиции.

Надо заметить, что именно в эти годы были построены (или, во всяком случае, начаты) почти все новые объекты в сфере туризма — такие, как отель "Пальмира-Палас" и развлекательный центр в гостинице "Ореанда" в Ялте, "Крымская Ривьера" (ныне Radisson hotel) и пансионат "Море — Миндальная роща" в Алуште, а также зерновой терминал в Керченском рыбном порту и ряд других объектов.

На фоне посткризисного (после кризиса 1998 года) роста экономики Украины, начавшегося в 2000 году, в Крыму начался все более стремительный рост цен на активы (прежде всего — землю и жилую недвижимость), наметился строительный бум в секторе «элитного жилья», коттеджных поселков и особняков, особенно у моря; из года в год росли доходы граждан и местных бюджетов; повышался спрос на отдых в Крыму у граждан Украины, от года к году заметно увеличивалось количество отдыхающих (*). Росла деловая активность во всех секторах экономики.

При этом после кризиса 1998 года впервые сложилось принципиально новое, чем в советский период развития курорта, устойчивое соотношение между украинскими и российскими туристами — в пропорции примерно 5:1. Крым в этот период фактически стал внутренним курортом Украины.

Параллельно с этим, в 2003-2004 годах начался резкий лавинообразный рост коррумпированности крымской «элиты», который очень скоро приведет к серьезным последствиям и станет одним из главных вызовов развитию и безопасности в Крыму во всех смыслах этого слова.


1-й президент независимой Украины Леонид Кравчук, тогда еще лидер СДПУ(о). Фото М.Розенштейна, специально для BSNews

Крымский «политический класс», который с началом «земельно-строительной лихорадки» распробовал вкус больших сумм, пожинал в эти годы первые плоды многократного взрывного увеличения коррупционных доходов. В этот период им были созданы, апробированы, закреплены в повседневной практике и поставлены на поток основные легальные, полулегальные и теневые технологии и схемы приватизации и продажи земли и недвижимости, торговли «подписями» в разрешительной системе, связанной со строительством. Это составило технологическую основу системной коррупции на вторую половину 2000-х годов.

Кроме того, в этот период начался процесс, который можно назвать «предательством элиты» — массовое и быстрое психологическое и ментальное перерождение крымской политической «элиты», не выдержавшей испытания долларом и фактически предавшей идеи «крымского регионализма» и стратегического развития автономии (после чего кавычки в слове элита становятся объяснимыми и привычными).

Массированные киевские проверки крымских земельных нарушений, имевших место в этот период (особенно в 2003 году), завершились не наказанием взяточников, а отставкой генерального прокурора Украины С. Пискуна. После этого крымская «элита» научилась «рассчитываться» с контролирующими киевскими структурами с помощью выделения земельных участков и сделала вывод о своей полной безнаказанности; тогда же сложилась коррупционная рыночная цена государственных должностей и должностей в органах местного самоуправления, связанных с разрешениями для различных видов бизнеса, а затем процесс формирования коррупционной вертикали, включая продажу даже мелких должностей чиновников, стремительно охватил все основные сферы жизни полуострова.

Заметим, что этому способствовали положения Конституции Крыма образца 1998 года, в которой был заложен принцип обязательного согласования с ВР АР Крым (или лично с ее председателем) большого числа назначений на государственные должности — вплоть до заместителей начальников городских и районных отделов внутренних дел и налоговых органов. Парадокс в том, что эти положения закладывались в Конституцию по инициативе лидера коммунистов Крыма, а стали кормушкой для их главных врагов.


Виктор Янукович – пока еще премьер-министр Украины при президенте Кучме. Фото М.Розенштейна, специально для BSNews

В 2004 году коррупционный бизнес уже стал главной частью повседневной жизни крымского чиновно-депутатского корпуса, а размер коррупционных доходов — решающим фактором и главным мотивом принятия любых решений. С этого времени иные мотивы действий «элиты», кроме размера коррупционного заработка и страха лишиться места, практически исчезли.

К этому же времени надолго завершаются даже разговоры на стратегические темы перспективного развития полуострова. Последнее проявление попыток стратегических подходов разработка по заказу Совета министров Крыма стратегии развитии на период до 2015 года. Первый этап этой работы был выполнен и опубликован к июню 2004 года.

В дальнейшем — за исключением короткого периода в 2005, когда правительством Крыма руководил присланный президентом Ющенко Анатолий Матвиенко — стратегические разработки по Крыму были прекращены и возобновились только в конце 2010 года.

К 2004 году в главный крымский бизнес «нулевых» годов — продажу земли и строительство «элитных апартаментов с видом на море» — вовлекаются значительные массы крымчан:

строительные и девелоперские компании, агентства недвижимости, нотариусы и юридические фирмы, архитектурно-планировочные и землеустроительные организации, судебные и правоохранительные органы. Начинается расцвет земельного маклерства.

От этого теневого бизнеса зависит в эти годы благосостояние десятков тысяч людей,

как вовлеченных в обслуживание технологических схем теневого рынка земли и надувающегося пузыря на строительном рынке, так и непосредственно включившихся в спекуляцию недвижимостью. Так и просто рабочих — вплоть до строителей и работников магазинов и баз стройматериалов...

Кроме того, рост теневых доходов «элиты» и связанного с земельными схемами слоя предпринимателей приводит к резкому росту их «гламурного» потребления — начинается бурное развитие престижных автосалонов, ресторанов, СПА центров и других объектов престижного потребления, а также выездного туризма и отдыха в экзотических странах.


«Русские за Ющенко» – предвыборный митинг в поддержку Виктора Ющенко в Симферополе, слева – один из лидеров русских организаций Крыма Сергей Шувайников, 2004 год. Фото М.Розенштейна, специально для BSNews

Интересы значительной части малого и среднего бизнеса в это время объективно совпадают с интересами крымской «элиты». В Крыму очень быстро формируется активный слой общества, заинтересованный в таком бизнесе и такой «элите».

Именно из него делегировались партийные активисты, кандидаты в депутаты советов разного уровня. Получает массовое распространение покупка депутатских мандатов. При этом складывается прямая зависимость — цена депутатского мандата фактически определяется ценой земли на теневом рынке.

К этому же времени отнесем и нахождение некоего баланса между органами власти и Меджлисом крымскотатарского народа — складываются механизмы совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, стихает острота проблемы самозахватов.

Вместе с тем — фоне «земельного бума» — среди части крымскотатарских активистов разного уровня появляется и укореняется такое явление как бизнес на самозахватах, а стремительное распространение коррупции захватывает в том числе и денежные средства, выделяемые на финансирование программ обустройства депортированных граждан, часть лидеров и активистов крымскотатарского национального движения встраивается в коррупционные схемы.

В целом создается впечатление, что проблема крымских татар, с учетом ежегодно возраставшего финансирования ее государством, входит — после острых конфликтов 2003 года — в более спокойное русло.

В таком, почти благостном, состоянии Крым подошел к концу 2004 — началу 2005 года, пребывая в полной уверенности в победе на президентских выборах Виктора Януковича.

Продолжение следует...