Правозащитники и крымчане Президенту: закон Украины о перемещенных лицах надо ветировать - не упрощает, а усложняет

16:14 02.07.2014

Обращение к Президенту Украины
от общественных организаций Украины, которые занимаются проблемами внутренне перемещённых лиц (ВПЛ)

19 июня 2014 г. Верховной Радой Украины принят за основу и в целом проект закона № 4998-1 «О правовом статусе лиц, которые вынуждены покинуть места проживания вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым, г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины», внесенный народными депутатами Украины Пацканом В.В.,  Соболевым С.В.

Обращаем Ваше внимание на то, что:

1. Проект закона 4998-1 был впервые и за короткие сроки рассмотрен на последнем заседании Комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений 18 июня, фактически накануне его принятия, что вызывает сомнения относительно качественно выписанных норм, которые должны решить насущные проблемы внутренне перемещенных лиц, а также проект принят без надлежащего и предусмотренного Регламентом Верховной Рады Украины правового заключения Главного научно-экспертного управления ВРУ.

Процедура, по которой был принят данный законопроект (без общественного обсуждения, без выводов экспертизы, без фактического прохождения Комитетов и внесения изменений и дополнений), не отвечает современным демократическим процедурам законотворчества.

Более того, представители общественности до этого работали над проектом другого закона, а именно № 4998 «О защите прав внутренне перемещенных лиц», который в редакции от 17.06.2014 закреплял наибольшее количество предложенных общественностью положений и основан на опыте стран, в которых возникла ситуация вынужденной миграции, он учитывает рекомендации Комиссии ООН по правам человека и Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

На наш взгляд, в проекте закона № 4998 от 17.06.2014г. прописаны эффективные нормы и меры по защите прав внутренне перемещенных лиц с учетом международных стандартов.

Кроме того, данный законопроект № 4998 был внесен в повестку дня ВРУ 19.06, о чем свидетельствуют данные официального сайта, однако не выносился на голосование. Однако был вынесен на рассмотрение Верховной Рады другой проект - 4998-1, который и был проголосован.

Нарушение процедуры принятия законопроекта считаем первым основанием для наложения вето.

2. Применение в законопроекте термина «вынужденный мигрант» не соответствует общепринятым международным нормам и приведет к существенным недоразумениям в применении этого термина. В международном праве существует четкое определение «внутренне перемещенное лицо» (internally displaced persons), которое является понятным для международного сообщества и применяется в работе различных международных правительственных и неправительственных организаций, работающих с данной категорией лиц.

3. Законопроект № 4998-1, в отличие от проекта, который разрабатывался при участии общественности, не содержит норм, которые бы эффективно решали большое количество практических проблем переселенцев (регистрация, трудоустройство, помощь в обеспечении временным жильем, упрощенная процедура перерегистрации бизнеса и др.), а возлагает такую ​​обязанность на Кабинет министров Украины, что, исходя из нашего опыта, приводит к риску невозможности решения проблем в короткие сроки. Более того, нормы данного законопроекта (п. 7 ст. 3,) нарушают Конституцию Украины и приведут к ограничению свободы передвижения и выбора места жительства гражданами Украины.

По нашему убеждению, обязанностью государства является принять закон, направленный на защиту внутренне перемещенных лиц и имеющий целью определить правовой статус лиц этой категории, установить экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Украины в соответствии с Конституцией Украины, международными договорами Украины, а также принципами и нормами международного права, но не дублировать уже существующие гарантии переселенцев как граждан Украины.

4. Законопроект № 4998-1 не может быть эффективным по причине того, что не предусматривает выделения государственных средств для его реализации. Это указывает на его декларативный характер.

5. По международной практике, одной из основных функций закона о внутренне перемещенных лицах является защита от дискриминации таких лиц по признаку внутреннего переселенца. Данный проект не устанавливает никаких гарантий защиты именно внутренних переселенцев (в законе - «вынужденные мигранты»), вместо этого закон дублирует другие нормы.

6. Пункты «а» и «б» ч. 13 ст. 3 указанного законопроекта фактически устанавливают так называемое «бремя доказывания», что противоречит Конституции Украины. А именно, согласно указанной нормы граждане, которые оставляют временно оккупированную территорию или районы проведения АТО, будут вынуждены доказывать, что их переселение является вынужденным и обоснованным с точки зрения указанного закона.

Исходя из формулировки этой нормы, непонятно, будет ли достаточно факта оккупации или объявления проведения АТО в определенной местности для получения переселенцем на этом основании вида (удостоверения) вынужденного мигранта. Вместо того, чтобы облегчить получение статуса вынужденного переселенца (согласно закону - вынужденного мигранта), государство этим законопроектом усложняет процедуру получения такого статуса.

7. Согласно законопроекту, главным органом, который реализует нормы этого закона, является центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц, беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов.

Однако это не соответствует Положению о Государственной миграционной службе Украины и является принципиально неверным подходом при решении проблем вынужденных переселенцев.

Так, данный закон призван решать социально-экономические проблемы переселенцев и обеспечить предоставление им помощи. Однако Государственная миграционная служба Украины и ее органы имеют лишь функции регистрации и контроля перемещения граждан.

Органом, который был бы призван помогать в решении проблем вынужденных переселенцев, являются органы Министерства социальной политики, которые сегодня уже работают в направлении практической помощи указанной категории лиц. Однако спектр вопросов, стоящих перед вынужденными переселенцами, значительно превышают компетенцию и Министерства социальной политики, поскольку затрагивают исключительную компетенцию Пенсионного фонда, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и др.

Таким образом, решение вопроса создания специально уполномоченного органа по вопросам вынужденных переселенцев данным Законом также не урегулировано, что значительным образом усложняет процесс помощи таким лицам и должного взаимодействия всех компетентных органов государственной власти как на центральном, так и на местном уровнях.

8. Следует особо отметить, что несоответствие этого законопроекта международным нормам приведет к фактической невозможности получения международной помощи для внутренне перемещенных лиц и затормозит работу по удовлетворению их потребностей.

9. В ч. 2 ст. 2 законопроекта отсутствует определение вида юридической ответственности (административной, вероятно) и внесение в переходные положения законопроекта проекта новой нормы со статьями КУоАП.

10. В тексте законопроекта отсутствует определение особого порядка получения гуманитарной и финансовой помощи, преференций, возможностей получения льготных ипотечных и потребительских кредитов или рефинансирование отдельных видов кредитов государством, налоговых льгот на стадии восстановления хозяйственной деятельности и не предусмотрены корреспондентские диспозиции к связанным с этими правоотношениями актам законодательства.

Таким образом, эти недостатки могут привести не к улучшению, а наоборот, к усложнению доступа вынужденных переселенцев к социальной и гражданской защите населения, предусмотренной действующим законодательством Украины, и вызвать существенные нарушения прав человека.

Понимая, насколько срочным и важным является вопрос обеспечения прав внутренне перемещенных лиц в Украине (а именно, из восточных регионов Украины, АР Крым и г. Севастополя), на основании изложенного и руководствуясь требованиями действующего законодательства Украины, -

ПРОСИМ:

1. При рассмотрении принятого 19 июня 2014 г. ВР Украины законопроекта № 4998-1 «О правовом статусе лиц, которые вынуждены покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины» применить право вето Президента Украины, предусмотренное ст.94 Конституции Украины.

2. Обратиться с просьбой к Верховной Раде о возвращении к рассмотрению проекта закона № 4998 от 03.06.2014 «О защите прав внутренне перемещенных лиц» (обновленная редакция от 17.06.2014) с привлечением к его доработке представителей общественных организаций, занимающихся проблемами внутренне перемещенных лиц.

Надеемся на совместное и эффективное решение проблем, возникающих в сфере регулирования прав внутренне перемещенных лиц, с учетом международных стандартов защиты прав человека и норм международного гуманитарного права.

Аркадий Бущенко, исполнительный директор ОС «Украинский Хельсинский союз по правам человека»

Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы

Ольга Скрипник, председатель ОО Центр гражданского просвещения «Альменда»

Татьяна Печончик, руководитель Центра информации о правах человека

Сергей Буров, председатель ОО «МАРТ»

Александра Матвийчук, председатель правления ОО «Центр гражданских свобод», координатор инициативной группы Евромайдан SOS

Ирина Мухина, заместитель менеджера Группы по правам человека Реанимационного пакета реформ

Максим Буткевич, сокоординатор проекта «Без границ», ОО «Центр Социальное действие»

Андрей Щекун, председатель ОО «Крымский центр делового и культурного сотрудничества «Украинский Дом»

Александра Дворецкая, председатель Крымского правозащитного центра «Действие»

Вадим Кодачигов, председатель правления ГС «Совет общественных инициатив»

Олег Смирнов, Председатель Совета ОО «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие»

 

Ще на цю тему