Черноморский фронт, или Где остановится Путин

07:00 30.04.2014

Фото с сайта www.svoboda.org

Андрей КЛИМЕНКО, Киев-Ялта,
руководитель проектов «Майдана иностранных дел»,
главный редактор BSNews

Авторам BSNews за последние 4 года неоднократно приходилось писать о том, что Черноморский регион в 21 веке становится источником глобальной опасности, являясь не «регионом», то есть чем-то общим, связанным, объединяющим, а геополитическим разломом.

Связано это, во-первых, с конкуренцией двух глобальных проектов - ЕС и ЕвраЗЭС, столкновением европейского и неосоветского имперского мировоззрений, а во-вторых - с трубопроводной войной за маршруты транспортировки каспийской и туркменской нефти в Европу.

Еще в сентябре 2010 мы прямым текстом говорили, что «...в Черноморском регионе нарастает риск военного конфликта, как бы жестко это ни звучало.

Черноморский регион становится (уже стал - прим. 2014 года) одним из самых конфликтогенных регионов мира. Очень похоже, что он перетягивает на себя сомнительные лавры Балкан. После того, как Евросоюз развязал балканский узел путем приема в ЕС обломков бывшей Югославии, геополитическое напряжение перешло на следующую часть дуги нестабильности – Черноморский и Каспийский регионы...».

На фоне милитаризации Черноморского региона в целом и ускоренного перевооружения Южного военного округа РФ в частности, мы прогнозировали, что режим Путина пойдет на любые действия, а не только на торговую войну, чтобы сорвать подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС.

Это случилось. Но это еще не все - потому что ничего не закончилось.

Следующими жертвами русской агрессии станут Молдова, Грузия (вторично) и Азербайджан. Можно сказать когда - до конца июня 2014. То есть - до того, как Молдовой и Грузией будут подписаны соглашения об ассоциации с ЕС.

Как известно, наученные горьким украинским опытом, руководители Молдовы и Грузии поставили перед ЕС вопрос об ускорении подписания соглашений об ассоциации.

Спикер парламента Грузии Давид Усупашвили, 21 марта 2014 года:

«...Радостно, что сегодня из Брюсселя мы сообщаем нашим гражданам о том, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС еще более приближено и уже речь идет об июне. Возможно, возникнет вопрос – какая разница, когда оно будет подписано – в июне или июле, однако ответ на него дают события, развернувшиеся в Украине. Они говорят о том, что не в месяцы, а в дни и часы решалось многое для украинского народа...»

* * *

Турецко-азербайджанский проект Трансанатолийского газопровода TANAP.

А теперь об Азербайджане.

Он не подписывает соглашение об ассоциации с ЕС, хотя - как Украина, Молдова и Грузия - участвует в проекте «Восточное партнерство». Он не ведет разговоров о вступлении в НАТО. Но «провинился» он перед русским имериализмом никак не меньше своих постсоветских соседей. А даже больше.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, январь 2014 года, Давос:

«Я считаю, что уровень взаимоотношений между Азербайджаном и Евросоюзом, наверное, требует более высокой формы сотрудничества, чем ассоциация. И потом само слово "ассоциация" не совсем приемлемо для нас. "Ассоциированный член" - что это за партнер? Здесь нет четкой дефиниции. Азербайджан - страна самодостаточная во всех смыслах, и в политическом, и в экономическом. В любой интеграционный процесс надо идти, чтобы получить дополнительные преференции. Пока мы в рамках проекта ассоциации этого не видим... Если будут другие формы сотрудничества, например, стратегическое партнерство, - тогда, конечно, мы это можем рассмотреть...»

Но главная опасность для Азербайджана - все же не в этом. Он посмел посягнуть на «русскую священную корову».

4 апреля т.г. премьер-министр Турции Эрдоган нанес свой первый (после победы его партии на местных выборах) визит - в Азербайджан.

Главный геополитический результат: совместный Трансанатолийский газопровод (TANAP) - Азербайджан, Грузия, Турция, Европа - начальной пропускной способностью 16 млрд кубометров в год начнет работать с 2018 года, на год раньше плана. Перспективы развития выглядят самыми радужными в связи с доказанными запасами азербайджанского месторождения Шах-Дениз 2.

Около 70% в этом проекте - доля Азербайджана, около 30% - Турции (безопаснее было бы наоборот...).

Трансанатолийский TANAP плавно переходит в европейский Трансадриатический трубопровод ТАР. В состав консорциума по строительству ТАР входят норвежская Statoil, немецкая E.ON, швейцарская Axpo, планируют приобщиться азербайджанская SOCAR, британская BP, французская Total и бельгийская Fluxys.

Но и это не все. Перспектива - подсоединение к этому маршруту Транскаспийского газопровода из Туркмении - окончательно умножит на "0" эффективность русского трубопроводного оружия в ЕС.

При этом известные украинские энергетические эксперты, например Михаил Гончар, обращают внимание на то, что стоимость TANAP составляет приблизительно 7 млрд долл, TAP — около 2 млрд долл, двух проектов, с учетом практики увеличения сметных затрат в процессе строительства, до 10 млрд долл.

Минимальная же стоимость "Южного потока" в 2 раза больше, около 15,5 млрд евро. А с учетом стоимости строительства соединительных трубопроводов между Ямалом и Черноморским побережьем РФ затраты приблизятся к 50 млрд евро.

Варианты маршрута трубопровода "Южный поток"

Уже больше года мы говорим о том, что именно по этой причине Южно-Кавказский энергетический коридор, огибающий северные границы оккупированного Нагорного Карабаха и Армении, оказался в зоне прямого военного риска. Сегодня риски еще более возросли.

России не нужен в Европе азербайджанский газ. Еще больше ей не нужен там газ туркменский...

* * *

Русский спецназ в Крыму в районе Перевального. Февраль-март 2014. Фото с сайта kvedomosti.com

Как будет происходить русская агрессия в отношении Азербайджана, Грузии и Молдовы?

Вопрос, в общем-то банальный, ибо все лежит на поверхности, а калька с "крымской технологии", применяемая сейчас РФ в восточных областях Украины - лишнее тому подтверждение:

  • действия "пятой колонны" в странах и диаспор в РФ, съезды депутатов всех уровней, референдумы, просьбы к РФ о защите;
  • раздача русских паспортов;
  • инфильтрация "засланных казачков" и диверсионных групп;
  • спецпропаганда, деморализация населения и органов власти;
  • захваты админзданий, аэропортов и теракты;
  • военные провокации в зонах соприкосновения конфликтующих сторон;
  • ввод войск...

Желающих более детально прочесть о сходстве и различиях механизмов управляемых конфликтов в Молдове, Украине, Азербайджане, Грузии отсылаем к свежей статье Алексея Ижака «Как это делается Россией»...

* * *

А теперь - бэкграунд на «карте проблемных ситуаций» в Черноморском регионе, сделанной нами тоже в 2010 году. Они всем известны, просто их редко собирают вместе:

1. Проблема Косово, частично признанное государство..

2. Возможное размещение элементов ПРО (противоракетной обороны) США в Болгарии.

3. Возможное размещение элементов ПРО США в Румынии.

4. Спорная ситуация между Украиной и Румынией вокруг Черноморского шельфа в районе острова Змеиный.

5. Непризнанное государство Приднестровская Молдавская Республика.

Оккупация и последующая аннексия Крыма Россией 6. Ситуация с базированием Черноморского флота России в Севастополе.
7. Сепаратистские настроения в Крыму.
8. Крымскотатарская проблема.
9. Неурегулированная морская граница Украины и России в Керченском проливе (и соответственно — границы морского шельфа и зоны рыболовства).

 

10. Непризнанное (частично признанное) государство — Абхазия.

12. Непризнанное (частично признанное) государство — Южная Осетия.

13. Конфликт на Северном Кавказе (Ингушетия, Чечня, Кабапрдино-Балкария).

14. Конфликт между Грузией и Россией.

15. Проблема курдов в Турции и прилегающих районах Ирака.

16. Конфликт в Дагестане.

17. Непризнанное государство — Нагорный Карабах (Армения - Азербайджан).

18. Ситуация вокруг Ирана в связи с ядерной программой.

19. Ситуация в Ираке.

20. Комплекс проблем Палестины.

21. Непризнанное государство — Северный Кипр (отношения Греции и Турции).

Мы не думаем, что после этого описания необходимы какие-то развернутые комментарии... Необходимы действия. Очень желательно - упреждающие.

* * *

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Мы, живущие в Украине, первыми столкнулись с новым видом войны 21-го века. Вот как описал его недавно генерал-майор Франк ван Каппен, член парламента Нидерландов, в прошлом советник по безопасности ООН и НАТО:

"...Это называется hybrid warfare, гибридная война. У этого термина множество дефиниций, ему посвящено много книг. Гибридная война – это смешение классического ведения войны с использованием нерегулярных вооруженных формирований.

Государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями – боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается. Эти исполнители могут делать такие вещи, которые само государство делать не может, потому что любое государство обязано следовать Женевской конвенции и Гаагской конвенции о законах сухопутной войны, договоренностям с другими странами. Всю грязную работу можно переложить на плечи негосударственных формирований.

Можно послать свои войска в другую страну и сказать, что это не твои войска. С одной стороны, используются регулярные войска, пусть только с целью припугнуть... Таким образом на Украину оказывается давление: "Неправильный шаг, и смотрите, что с вами будет!"

С другой стороны, на территории Украины действуют группы, которыми руководят из России. На такую схему ведения войны чрезвычайно сложно отреагировать. Когда границу сопредельного государства пересекает танковая дивизия, то все ясно. Но в данном случае ничего подобного не делается.

Вместо этого происходит бесшумная аннексия, с задействованием боевиков и этнических групп на местах, по договоренности и под руководством из России. Попробуй, найди ответ на такой прием.

* * *

Фото с сайта www.flashpoint.ru

Ответ на закономерный вопрос: «Что со всем этим делать?» не так прост, как может показаться. Сейчас его методом проб и ошибок ищут и в Украине, и за ее пределами. И мы не претендуем на то, чтобы выдавать скоропалительные рецепты.

Из того, что уже кажется совершенно очевидным для "Майдана иностранных дел" - необходимость резко активизировать работу Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ, созданной в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав - в 2006 году) Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией.

Это как раз те страны, в отношении которых либо произошла, либо может вот-вот произойти русская агрессия.

Создание на основе ГУАМ - с конкретной, формализованной, не декларативной поддержкой ООН, США, ЕС, Турции, НАТО - единого "Черноморского фронта" может остановить Путина. Пока мир не опрокинулся в средневековье.

Конечно, это далеко не единственный необходимый шаг. И "Майдан иностранных дел" вместе с редакцией BSNews приглашает всех неравнодушных людей к выработке и практической реализации достойных и современных ответов на эти имперские вызовы.

* * *

«Майдан иностранных дел» предлагает украинцам и миру профессиональный взгляд на внешнюю политику Украины – адекватные, понятные, эфективные, основанные на незыбленности прав человека и рациональных интересах граждан, бизнеса, общества и государства формы и направления международной деятельности.

Создание общественной организации «Майдан иностранных дел» было инициировано украинскими дипломатами в январе 2014 года. Главой правления Фонда является Богдан Яременко, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса, генеральный консул Украины в Стамбуле и по совместительству представитель Украины при Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (2010 – 2013 г.г.).

В состав Наблюдательного совета Фонда входят Андрей Клименко, главный редактор BSNews, Татьяна Силина, журналист-международник, обозреватель еженедельника «Зеркало Недели», Александр Черненко, глава комитета «Избирателей Украины».

Ще на цю тему