Как будет развиваться крупнейший порт Украины до 2038 года

23:35 13.02.2018

Каким будет крупнейший порт Украины через 20 лет? Как будет расширяться его автомобильная и железнодорожная инфраструктура?

Эти стратегические моменты прописаны в План-схеме развития порта Южный до 2038 года, пишет ЦТС.

Крупнейший порт Украины — Южный — станет еще крупнее. Если в 2017 году портовые операторы, работающие в акватории Малого Аджалыкского лимана, перевалили 41,9 млн т грузов, то к 2038 году эта цифра увеличится практически в шесть раз. Такой стремительный скачок грузооборота требует развития припортовой инфраструктуры и громадных инвестиций. Где, что, как и когда будет появляться — эти вопросы обсуждались в минувший четверг, 8 февраля, на заседании Совета порта, где был согласован План-схема развития морского порта «Южный» до 2038 года.

О перспективном грузообороте

Максим Широков (начальник Администрации порта Южный — Председатель Совета порта):

Первый раздел план-схемы содержит прогноз роста грузооборота порта Южный. Эти цифры были просчитаны главным подрядчиком, «ЧерноморНИИпроект», на основании данных, предоставленных портовыми операторами и потенциальными инвесторами. В результате, получился следующий прогноз общего грузооборота с учетом развития тыловых частей: в 2023 году — 343 млн тонн, в 2028 году — 431,2 млн тонн, в 2038 году (долгосрочная перспектива) — 531,4 млн тонн. Хочу подчеркнуть, что эти цифры включают объемы работы не только морского, но и железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Если говорить о морской перевалке, динамика выглядит следующим образом: в 2023 году — 160,5 млн тонн, в 2028 году — 204,6 млн тонн, в 2038 году — 254,2 млн тонн. На слайде вы также видите динамику по другим видам транспорта.

Виталий Патинский (главный инженер ГП «ЧерноморНИИпроект» — генеральный разработчик):

С момента проведения прошлого нашего совещания, где была представлена первая редакция план-схемы развития порта, в документе произошли изменения. В первой редакции перспективный грузооборот был указан в объеме 220 млн тонн, сейчас прописана цифра 250 млн тонн. Это, в основном, произошло за счет заявок ТИСа. Было добавлено порядка 29 млн тонн. Мы переработали этот раздел (грузооборота — ЦТС), проверили пропускную способность подходного канала и акватории. Удачно совпало, что новая цифра грузооборота является предельной цифрой для подходного канала. В одностороннем порядке движения он может принимать до 31 судна в сутки. Хочу отметить, что у нас было много различных схем, которые пылились на полках. Поэтому я хотел бы предложить принять эту план-схему за основу и перевести ее в фазу практической реализации.

О развитии ж/д инфраструктуры

Екатерина Ивченко (главный инженер «Транспроект»):

«Транспроект» много лет занимается развитием ж/д инфраструктуры в порту Южный, фактически, с начала строительства порта. Когда встал вопрос о разработке плана-схемы развития порта, наша задача заключалась в поиске технологических решений, чтобы обеспечить заявленные объемы перевозки в указанные сроки. Особый акцент мы сделали на технологичности, поскольку можно построить много объектов, которые на определенном этапе могут перестать работать.

Первое, с чего все начинается — это сортировочная станция Черноморская. Сегодня она работает на четыре направления: станция Береговая, Химическая, станция Промышленная и транзит на Одессу. При росте объемов перевозок количество направлений увеличится практически вдвое.

Мы построили схему, выделив три потока. Основной поток — это станция Береговая, на восточном берегу Малого Аджалыкского лимана, следующий поток — станции Химическая, Южная, и третий поток — это станция Западный берег. Это будет новая станция, которая будет обслуживать все терминалы на западном берегу Аджалыкского лимана.

Очень важное значение имеют перегоны между станциями. После проведения расчетов мы пришли к тому, что для обеспечения перевозок от станции Черноморская до станции 24 км необходимо построить трехпутный участок.

Также мы предлагаем выделить отдельный ход с 22-го километра и построить двухпутный участок, который будет полностью обеспечивать станцию Южная (ТИС) и не будет пересекаться ни с Черноморской, ни с Западным берегом.

О тяге и ж/д магистралях

Сергей Никулин (заместитель директора Одесской железной дороги, ПАО «Укрзализныця»):

В стратегическом плане развития ПАО «Укрзализныця» до 2020 года модернизация магистралей в направлении порта Южный не предусмотрена. Нас все устраивает в развитии транспортного узла порта Южный, все замечательно. Но у нас есть замечания по другому аспекту. Во-первых, мы не провезем запланированный объем грузов по нашим магистральным путям. Во-вторых, мы не знаем точки образования грузопотока, чтобы, хоть предположительно, понимать, какую магистраль развивать.

Райвис Вецкаганс (и. о. главы АМПУ):

Так почему вы покупаете тягу, а не строите магистрали? Потому что о тяге больше кричат?! Если мы говорим о сотнях миллионов долларов инвестиций, мы не должны забывать о магистральной составляющей. Моя задача заключается в том, чтобы указывать на узкие места и искать пути их расширения. Если они у вас есть, давайте обсуждать и принимать решение.

Александр Смирнов (генеральный директор холдинга «Портинвест»):

Мы можем долго спорить о пропускной способности, о тяге и других вещах. Возможно, кому-то заявленные цифры покажутся фантастическими, и мы уже слышим критику. Хочу отметить, что сейчас мы обсуждаем стратегию развития глубоководного порта, который хоть как-то отвечает требованиям рынка. Развитие порта Южный невозможно без развития ж/д инфраструктуры. Если существующие магистрали не позволяют пропускать увеличенные объемы грузов, мы не должны отказываться от планов развития порта по этой причине. Если мы будем так мыслить, мы так и будем топтаться на месте. Необходимо развивать инфраструктуру, и здесь мы должны мыслить стратегически. Приведу пример. Более 20 лет назад начал строиться ТИС. Там было одно болото. Несмотря на сложные условия, они начали строить. Все мы видим, чем это закончилось. Посмотрите на ТИС сейчас. Точно так же никто не верил в 2010 году, когда обсуждали необходимость дноуглубления, чтобы работать с судами типа capesize.

Ярославна Блонская (маркетинг-директор группы Ferrexpo по странам СНГ):

Наша компания владеет парком в 2,5 тыс. собственных вагонов. Мы второй год активно общаемся с Министерством инфраструктуры и «Укрзализныцей» по поводу частной тяги. Мы написали ряд писем, и мы просим передать тягу в руки частного бизнеса, который уже доказал, что может управлять логистической составляющей — вагонами и терминалом «ТИС-Руда».

Об автотранспортной инфраструктуре

Максим Широков:

На схемах показаны места, где будут появляться новые дороги вокруг порта. Основная перспектива — использование международной дороги М-14, так называемой Новониколаевской дороги. Она будет соединяться с портом различными перемычками, которые вы можете увидеть на карте.

Владимир Новацкий (мэр г. Южный):

Я предлагаю изучить вопрос строительства моста у входа в Малый Аджалыкский лиман. Когда-то он был на Старониколаевской дороге (М-28). Он сократит расстояние до Одессы километров на 10-12. К тому же, людей из Южного было бы гораздо ближе возить на ОПЗ или в порт. Сегодня тысячи мы возим в объезд лимана.

Сергей Гладун (начальник службы наземной инфраструктуры АМПУ):

В свое время я руководил институтом «Укргипродор», который специализируется на проектировании дорог. Что касается строительства моста у входа в Малый Аджалыкский лиман, такое сооружение будет очень дорогим. Скорее всего, по требованию порта будет поставлена задача обеспечить подмостовой габарит не менее 80 метров, для прохода судов типа capesize. Строительство такого мостового перехода потребует дополнительных насыпей или эстакадных решений. Я не могу сейчас назвать точную сумму. Скажу только, что средняя стоимость эстакадного решения — порядка 2,5 тыс. долларов за квадратный метр. Если мы посчитаем длину, ширину и требуемые габариты, мы придем к колоссальной цифре, которая будет исчисляться миллиардами гривен.

О глубинах внутреннего канала

Ярославна Блонская:

В 2017 году объемы нашего производства составили 11 млн тонн. У нас есть техническая документация, подготовленная американскими и японскими подрядчиками, и которая позволит компании Ferrexpo вырасти до 24 млн тонн в 2024 году. Я называю ее «Стратегия 24/24». То есть мы планируем удвоить объем производства. Для этого нам необходимо увеличить мощности терминала «ТИС-Руда».

У нас есть техническая документация по развитию терминала «ТИС-Руда». Мы хотим построить отдельный склад, мы хотим развивать инфраструктуру самого терминала. Но, к сожалению, на сегодняшний день действующая глубина внутреннего канала 15,3 метра (проходная осадка для судов на внутреннем канале — 14,6 м), что не позволяет нам грузить пароходы на причалах № 18-20 больше, чем до 125 тыс. тонн. Остальное мы догружаем на рейде. Мы изъявляем желание чтобы на внутреннем канале порта Южный была глубина 19 метров для обеспечения наших объемов.

Об инновациях

Александр Смирнов:

К сожалению, в этом документе недостаточно проработан вопрос энергосберегающих технологий и применение возобновляемой энергетики на транспорте, который используется в технологических процессах порта.

Сергей Никулин (директор ГП «ЧерноморНИИпроект»):

На сегодняшний день внесены соответствующие изменения в законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют стадии проектирования и в которых основным требованием при проектировании является разработка оценки воздействия на окружающую среду. При этом гарантировано, что при разработке соответствующей стадии проектирования или ТЭО или Проекта этот вопрос будет досконально и расширено проработан. План-схема — это, в первую очередь, концепция, поэтому вопросы воздействия на окружающую среду прорабатывались концептуально.

Теми:

Ще на цю тему