Торговцы грозят вернуться на Ай-Петри

12:26 11.12.2017

Торговцы, изгнанные с Ай-Петри, жалуются. Их объекты снесли, обещанной земли в Симеизе не дали, а деньги за аренду плато продолжают брать. По их словам, близкие к оккупационным «властям» торговцы снова начинают бизнес в горах: договор аренды, заключенный до 2051 года, все еще действует.

Остальные, глядя на них, тоже грозят подтянуться, передает 3652.ru.

Городок из торговых лавок и кафе на плато Ай-Петри просуществовал 15 лет. Территорию у верхней станции канатной дороги ялтинские чиновники сдали им в аренду до 2051 года. Но минувшим летом после долгих обещаний разобраться с самостроями оккупационные «власти» Крыма снесли эти постройки. Каждый коммерсант получил по 2,8-4 млн рублей компенсации и заявил об отсутствии претензий к оккупационным «властям». Но обещанную землю под бизнес в Симеизе им так и не дали.

Это обстоятельство и подтолкнуло коммерсантов вступить в беседу со СМИ, походу которой выяснились довольно дикие вещи. Опасаясь мести чиновников, предприниматели просят не называть их фамилий. Но аудиозаписи бесед имеются.

Перепады денежных высот

В 2002 году глава Совмина АРК Сергей Куницын выдал разрешение на организацию торгового центра фирме «Шарм» Чермену Лалаеву. Под этот проект «Шарм» получила 2,8 Га земли в аренду на 49 лет — до 2051 года.

По украинским законам торговый центр — не обязательно одно здание, это мог быть и комплекс зданий. Их и начали строить. Большинство участников проекта — крымские татары из предгорных деревень Бахчисарайского района. Несколько точек на плато принадлежали русским, украинцам, армянам и осетинам.

Сначала все владельцы кафе и магазинчиков на Ай-Петри были просто арендаторами в комплексе зданий, построенных фирмой «Шарм» на горном плато. Изначально было 48 точек.

«После смерти Лалаева мы стали соучредителями фирмы "Шарм", — рассказывают покинувшие гору бизнесмены. — Договора перезаключили напрямую и начали платить аренду напрямую в бюджет Крыма. С 2008 по 2010 год многие выкупили здания в собственность».

Каждому второму бизнес на плато давал хорошую прибыль.

«Больше всего денег имели владельцы точек, куда по договоренности заходили поесть организованные экскурсионные группы. Это четыре человека, владевшие четырьмя кафе. У них были очень большие обороты, фактически 90% всей выручки на Ай-Петри имели они. Каждая из их точек приносила по 400-500 тысяч рублей в день», — объясняют наши собеседники.

По словам коллег, после сноса шалманов на Ай-Петри эти крупные предприниматели пытаются использовать свои договоренности и наработки по экскурсионным группам внизу. Они открыли кафе в других местах Большой Ялты, где продолжают принимать у себя компании туристов после путешествий по горам.

«Кроме них на Ай-Петри зарабатывали более-менее прилично те, у кого-то были хорошие зазывалы, у кого-то особенно вкусная кухня, у кого-то много постоянных клиентов», — объясняют ушедшие с горы владельцы кафе.

Однако перед сносом предложение на Ай-Петри уже превышало спрос. Из примерно 50 кафе у канатки 10% давали сверхприбыль, 40% — просто приличный доход, 50% были малорентабельны.

«Эта половина предпринимателей на Ай-Петри так и не смогла найти себе хорошую нишу, — объясняют наши собеседники. — Они жили случайными заработками, их доходов хватало лишь на то, чтобы как-то пережить зиму и заплатить все налоги. А налоги там правда большие: за землю, за мусор, за воду, за канализацию. Содержать кафе на плато Ай-Петри намного дороже, чем содержать кафе в Ялте».

По воспоминаниям более успешных коммерсантов, бедняки перед сносом были готовы продать свои строения со всем оборудованием даже за миллион рублей. А тут им предложили намного больше, да еще разрешили забрать все с собой — хоть свои здания вниз спускайте. Конечно, они согласились.

Акула, губернатор Ай-Петри

Собеседники рассказывают, чем являлся в социальном плане городок из шалманов на Ай-Петри и как он исчез. Они признают общеизвестную дикость сервиса, но уверяют, что все это можно было поправить.

«Сервис действительно дикий, с этим не поспоришь, — говорит один из торговцев. — Но если в Ялте убрать проверяющие органы, в городе тоже будут подбегать люди, хватать за руки. Дикость была от бесконтрольности со стороны властей. И по поводу мусора — свалку тоже можно найти везде. Мы ежемесячно платили очень большие суммы Альфатеру (ялтинский оператор по вывозу мусора, — ред.)».

Мусор для этих людей — вообще больная тема. Обвинения в том, что городок шалманов на плато загадил заповедник, они отвергают.

«Земли под кафе на Ай-Петри никогда не были заповедником: когда в 1975 году заповедник создавался, там 2 гектара было выделено под рекреационную зону, — рассказывают они. — На начало нулевых частью этих незаповедных земель на законных основаниях владели ООО "Шарм" Чермена Лалаева и хозяин канатной дорогой Мисхор — Ай-Петри, ООО "Старт-Инвест" Надежды Олефир».

По словам предпринимателей с плато, на этих самых незаповедных землях летом 2017 года после «большого сноса» снова заработали временные торговые точки. Это были точки Губернатора — самой колоритной фигуры на плато.

«Губернатора Ай-Петри» у верхней станции канатной дороги помнят еще пацаном по имени Эльдар и прозвищу Акула, — рассказывают горные коммерсанты. — Он бегал за людьми, приезжавшими на крутых машинах. Говорил, что тут он главный, предлагал свои услуги, экскурсию на лошади. В девяноста случаев его посылали, но некоторые соглашались на просьбы паренька показать им горы. У тех, кому провел экскурсию, дальновидный Эльдар записывал телефоны«.

По словам очевидцев, однажды у одного из замов директора лалаевского ООО «Шарм» возникли проблемы с прокуратурой, не связанные с Ай-Петри. Эльдар предложил «порешать», и зам Лалаева в шутку согласился. Губернатор позвонил кому-то из высокопоставленных гостей Ай-Петри в Киев. Вскоре после этого местная прокуратура отозвала иск. Впечатленный босс отдал Губернатору парковку.

«Когда стало ясно уже, что кафе снесут, Акула хотел возглавить "татарский вопрос", "поднять возмущение" в Херсоне. Но с ним, вероятно, поговорили в органах, и после этого Губернатор стал сотрудничать с чиновниками, помогая им ускорить снос, — говорят ушедшие с плато бизнесмены. — За это "Губернатору" и его людям разрешили работать на Ай-Петри после сноса. К чужакам, которые пытались хотя бы со столов поторговать травами и сувенирами, подходили люди монополиста и переворачивали столы с товаром — хотя эти люди тоже до сих пор платят за аренду земли».

В России сила — админресурс

«Нам всем поступило предложение за подписью директора некоммерческого благотворительного фонда "Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования" Александра Жданова, — говорят ушедшие с плато бизнесмены. — Всех предпринимателей с плато поставили перед выбором: 2,8 миллиона рублей компенсации за одноэтажные здания и 4 миллиона рублей компенсации за здания из двух и более этажей, либо несколько лет судов, вплоть до кассации в Калуге. Дали понять, что в России сила в админресурсе. Втолковывали, что даже если после долгих тяжб вы выиграете, успешно работать вы не будете, для тех, кто идет против власти, всегда найдутся проблемы».

По их словам, почти все они подписали бумагу о согласии добровольно привести в первоначальное состояние место, на котором располагались. Формально деньги от Фонда поддержки исламской культуры выделялись именно на это. Люди говорят, что привели место в первоначальное состояние, хотя на самом деле от них этого никто не требовал. Документ, по сути, был легитимизацией выплат крупных сумм за уход с плато.

«Вообще, земля до сих пор арендована под хозяйственную деятельность, мы можем туда подняться и заниматься дальше», — открывают главную тайну коммерсанты.

«Мы до сих пор платим аренду и имеем право там появляться. Но нам внушили по понятиям: "Вы получили деньги, больше никто из вас на Ай-Петри не появится". Хозяевам земли, у кого добровольно ушедшие с плато коммерсанты собирались что-либо арендовать, люди тогдашнего главы Госкомнаца Заура Смирнова угрожали».

Как утверждают собеседники, по действующим до 2051 года договорам аренды земли они все еще платят от 80 тысяч рублей в год и выше. Т. н. «совмин» в оккупированном Крыму пообещал через суд расторгнуть договора аренды с вытесненными с плато предпринимателями (еще до сноса «совмин» подал на предпринимателей иск с обвинениями в нецелевом использовании земли). Но суд постоянно переносится, юристы оккупационного «правительства» на заседания не являются. Видимо, «совмину» выгодно, чтобы ушедшие с Ай-Петри люди продолжали платить в бюджет за землю, которой уже не пользуются.

Между тем, громкие обещания главы крымского «совмина» Сергея Аксенова и «депутата» Госдумы из оккупированного Крыма Руслана Бальбека дать землю в Симеизе всем, кто добровольно прекратит работать на плато Ай-Петри, не выполнены, говорят коммерсанты.

«Нам говорят, что этот вопрос в 2017 году не решился. Обещают, что вопрос возможно, решится в 2018 году. Потом на собрании сказали: "Ладно, дадим вам эту землю. Но вы на ней будете строить то, что мы вам скажем. Это будет стоить 80 тысяч долларов с каждого". Мы стали спрашивать, откуда тут появляются 80 тысяч? Просили дать нам землю под ИЖС. Нам говорят, что ИЖС там не предусмотрено».

«Сразу было понятно, что это земля очень спорная — то ли она кому то отдана, то ли подчиняется Ялте, то ли Совмину. [врио главы администрации Ялты Елена] Сотникова летом на одном из заседаний сказала, что ей эта земля не подчиняется, она не может ею распоряжаться», — продолжают собеседники.

«Сейчас мы познакомились с новым председателем Госкомнаца Крыма Ленуром Абдурамановым. Он уже провел с нами заседание. Раздал те же обещания, которыми ранее сыпал Заур Смирнов, и все», — говорят бизнесмены.

«Вы же понимаете, кто кому даст землю на Южном берегу Крыма просто так? Тем более, если уже подписан договор о том, что мы уходим, — продолжают наши собеседники. — Теперь там положили плитку. Если честно, это самовольное строительство на чужой земле. Никто Кабанову не разрешал там плитку там укладывать, а он положил».

Собеседники открывают и «тайну» пережившего «большой снос» кафе «Солнышко» — по их словам, его хозяин просто не согласился на предложенную сумму. По слухам, он потребовал 20 миллионов рублей компенсации и от него отстали. Но верится в это с трудом. Большинство работавших на Ай-Петри татарских предпринимателей провожает 2017 год в статусе людей, оставшихся ни с чем и проедающих старые запасы. Те, кто побогаче и настроен биться за свой интерес до конца, пожинают плоды первых тяжб. Среди ушедших с плато коммерсантов ходят слухи о том, что сын создателя фирмы «Шарм» Ибрагим Лалаев выиграл суд в Калуге, по которому государство должно компенсировать ему 85 миллионов рублей за незаконный снос его строения на плато Ай-Петри.