Встречаются ли Восток и Запад, или О Турции, объединяющей Азию с Европой (1). Встреча с Босфором

На берегах Босфора, Стамбул, фото Алексея Соловьева, BSNews

Алексей СОЛОВЬЕВ
редактор отдела туризма
BSNews

Говорят, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток и не встретиться им никогда. Недавняя поездка в Турцию, заставила меня поменять отношение к этой фразе. Наше путешествие в эту страну, 3% которой находится в Европе, а 97% – в Азии, начинается в Украине, самой большой европейской, то есть полностью находящейся на этом континенте, стране.

Мы улетаем из аэропорта «Симферополь», считающегося южными воздушными воротами Украины и вторым по объему пассажирских перевозок после столичного киевского международного аэропорта «Борисполь». В 2010 году объем пассажиропотока здесь составил 845 тыс. пассажиров, а в 1990 году аэропорт Симферополя, один из крупнейших в тогдашнем СССР, обслуживал ежегодно около 6 млн. пассажиров.

Смотря на современный симферопольский аэропорт, я вспомнил, как, провожая в 2003 году делегацию французских виноделов из Кагора, спросил, что им понравилось, и выслушал кучу лестных отзывов о красотах Крыма. А когда, по журналисткой привычке, задал вопрос, что же больше всего не понравилось, то получил ответ – аэропорт в Симферополе.

Прошло несколько лет, аэропорт у нас реконструировали, правда, неясно, узнают ли когда-то о нашей тихой радости французы из Кагора, ибо они к нам почему-то больше летают…

А захотели бы прилететь, то поняли ли бы, что по-прежнему одной из немногих иностранных авиакомпаний, летающих в аэропорт «Симферополь», является Turkish Airlines, или Турецкие национальные авиалинии, благодаря которым, преодолев расстояние в более 600 километров, вы через 1 час 40 минут из стамбульского аэропорта попадаете в Крым.  

Похоже, в Турции вовремя и давно поняли, что мало иметь природные красоты и инфраструктуру, нужно быстро и комфортно доставить потребителя к туристическим центрам.

Поэтому еще в 1990-е годы Turkish Airlines прошла сложную приватизацию, несколько лет назад состоялся ещё один из её этапов и в результате – часть её акций по прежнему принадлежит государству, а часть находится в частных руках.

К середине 1980-ых авиакомпания имела 30 самолетов и перевозила около 3 миллионов пассажиров в год, обслуживая перелеты в чуть более 30 зарубежных и турецких аэропортов. Сейчас более 140 самолетов авиакомпании Turkish Airlines перевозят почти 30 миллионов пассажиров в год и летают в более 170 аэропортов мира (около 40 аэропортов Турции и 130 аэропортов более 70 стран мира, причем 25 из них – это аэропорты в странах бывшего СССР, 6 из которых украинские).

В настоящее время это 3-я лучшая авиалиния Европы и лучшая в Южной Европе, а флот её многочисленных самолетов – один из самых новых в Европе (в среднем самолетам чуть более 6 лет). Уже сейчас Turkish Airlines имеет четыре звезды, а в 2011 планирует получить ещё одну и стать первой пятизвездочной авиакомпанией Европы (всего в мире их пока 6). В 2010 году её доходы от продаж возросли на 39% и достигли 5 миллиардов долларов. 

Поэтому в Симферополе наше путешествие на Восток начинается с западного сервиса поистине высокого уровня. Заходим в просторный салон самолета и, ответив на улыбку и приветствие стройной стюардессы, вспомнил, что читал, как в 2010 году Turkish Airlines предупредила, а затем сняла с рейсов и отправила худеть в неоплачиваемый отпуск на полгода более 20 сотрудников, включая нескольких стюардесс.

Понимая, что очень часто первое впечатление о стране начинает складываться именно благодаря авиакомпании, которая часто воспринимается как представитель страны или даже как её посол за рубежом, флагманский перевозчик Turkish Airlines не может позволить мелочей ни в обслуживании, ни в имидже.

Усаживаемся в удобные кресла, и внимание сразу же привлекает журнал авиалинии SkyLife, который успешно работает на имидж и страны, и авиакомпании. Прекрасная полиграфия, масса фото и карт, справочный материал и отличные статьи и заметки о жизни Турции и на другие темы. Одна из них, которую читал как раз, когда, набрав высоту, мы летели над Черным морем, запомнилась особенно. Речь в ней шла об общей, безотлагательной проблеме региона: за последние несколько десятилетий Черное море потеряло около 80% своих рыбных ресурсов из-за загрязнения и чрезмерного вылова рыбы.

Но об этом в другой раз, так как вдали показались огни Стамбула и мы приземляемся в Международном аэропорту имени Ататюрка. В азиатской части города есть ещё один международный аэропорт – имени Сабихи Гёкчен, мы же в самом крупном аэропорту мегаполиса. Огромный комплекс из 4 терминалов расположен в европейской части города.

Даже беглый взгляд на табло дает понять, что в этом 9-ом по интенсивности работы аэропорту Европы одновременно обслуживается большое количество рейсов, но очередей нет почти нигде.

Получаем быстро доставленный из самолета багаж, через несколько минут здесь же в аэропорту улыбающийся служащий ставит нам визу в паспорт.

Итак, через полчаса после прилета, наш автобус уже преодолевает 24 километра от аэропорта до исторического центра Стамбула, где расположены отели для участников 52-го Всемирного конгресса ФИЖЕТ (Международной федерации писателей и журналистов, пишущих о туризме – прим. BSNews).

52-ой Всемирный конгресс ФИЖЕТ, Conrad Istanbul Hotel, фото Алексея Соловьева, BSNews

Опытные туроператоры говорили мне, что, собираясь в Стамбул, лучше навести справки о вашем отеле и познакомиться с отзывами о нем в Интернете, ибо, по их мнению, иногда звездочки турецкого отеля могут означать выгодное расположение в центре, а отнюдь не его комфортность. Так ли это, не знаю, ибо у Conrad Istanbul Hotel, где жили часть делегатов и проходили основные мероприятия 52-го Всемирного конгресса ФИЖЕТ и с расположением отеля, и с его 5 звездочками все в порядке.

Элитных гостиниц, носящих особый торговый бренд Conrad Hotels & Resorts, принадлежащих гостиничной сети Hilton Hotels и названных в честь основателя сети Конрада Хилтона в мире всего около 30, и их отель в Стамбуле – прекрасный пример того, как традиции гостеприимства Востока сочетаются со стандартами западного сервиса.

Для нашего конгресса гостиница предоставила и небольшие залы для проведения заседания Совета Директоров и прекрасный большой зал, где прошло торжественное открытие и общее заседание конгресса, в котором комфортно разместились 250 туристических журналистов и писателей из более 20 стран мира, а также их многочисленные гости. В красиво украшенном главном зале отеля Конрад Стамбул (Conrad Istanbul Hotel) речь Президента Фижета г-на Тижани Хадада, посвященная анализу современного состояния туристической индустрии мира прозвучала особенно торжественно и значимо.

Выступление Президента ФИЖЕТ г-на Тижани Хадада, фото Алексея Соловьева, BSNews

На конгрессе выступили представители туристической прессы и туриндустрии Египта, Панамы, Турции и других стран, причем наличие в зале современного оборудования помогло представителям каждой страны сделать аудио-визуальную презентацию своих туристических возможностей. Особенно интересным было выступление государственного секретаря Министерства регионального развития и туризма Румынии г-на Еуджениу Куртяну (Mr. EUGEN CURTEANU), сообщившего, что его страна станет местом проведения 53-го конгресса ФИЖЕТ.

Работа 52-го Всемирного конгресса ФИЖЕТ показала, что Conrad Istanbul Hotel – это прекрасное место для проведения международных деловых встреч, что, кстати, подтверждено и престижной наградой «Ведущий бизнес-отель Турции». Conrad Istanbul Hotel построен на склоне европейского берега пролива Босфор в исторической части Стамбула, и его инфраструктура и расположение удобны как для отдыха, так и для знакомства с городом.

Из отеля можно быстро добраться пешком или на авто до основных достопримечательностей города или же, не выходя из него, любоваться захватывающей панорамой легендарного пролива и другими достопримечательностями, сидя на 14-ом этаже в баре Summit.

Следует отдать должное и видам из самих номеров. Во всяком случае, из моего был виден Босфор, и по вечерам можно было одновременно наслаждаться и комфортом номера, и очень эффектной подсветкой и меняющейся, пульсирующей разными огнями иллюминацией знаменитого моста Богазики (Boğaziçi Köprüsü).

Дворец Долмабахчи и отель Conrad Istanbul, фото Алексея Соловьева, BSNews

Но всё же одно дело смотреть на Босфор, даже из окон шикарного отеля, а другое – увидеть самые интересные его места во время великолепной прогулки на теплоходе. Благодаря организовавшим её нашим гостеприимным турецким коллегам, я, бывавший в Стамбуле много раз, понял, что точно как у поэта С. Есенина, по-настоящему «никогда я не был на Босфоре».

Лишь когда теплоход достигает середины пролива, становится понятна вся его грандиозность и значимость, и возникает ощущение, что настоящая встреча с Босфором наконец-то состоялась. Вы на верхней палубе и под вами пролив глубиной от 27 до 120 метров, а вокруг, – захвативший и европейский, и азиатский берега Босфора на всю его более чем 30-километровую длину, – гигантский мегаполис с населением, достигающим, по разным данным, от 12 до 17 миллионов человек.

Поражаясь тому, как удивительно совпадают очертания обоих берегов, лучше представляешь, как примерно 7500–5000 лет назад, в конце последнего ледникового периода, массовое таяние льда и снега привело к повышению уровня огромного пресного внутреннего озера и соленого Средиземного моря. И как затем мощный поток воды с обеих сторон, в течение нескольких дней сметая всё на своем пути, разрезал сушу на два континента и одновременно образовывал пролив, через который соленая вода Средиземного моря попадала в пресное озеро, постепенно превращая его в соленое Черное море.  

Есть какая-то мистика в том, что определить на Босфоре, где ты сейчас – в Азии или уже в Европе – чрезвычайно трудно, как и трудно понять – вода какого моря, перефразируя С. Есенина, вокруг вас «голубым колышится огнём»: Средиземного, Мраморного или Черного.

Босфор "голубым колышится огнём", фото Алексея Соловьева, BSNews

Вглядываясь в бирюзу вод, вспоминаешь и об еще одной уникальной, я бы сказал также, мистической особенности Босфора, из-за которой его иногда называют «река времени». Скорость течения в отдельных местах пролива может достигать 13 км/ч, но слой воды в его середине относительно неподвижен, как бесконечность времени.

Верхний же слой течет с севера на юг из Черного в Мраморное море, нижний – с юга на север из Мраморного в Черное, то есть в противоположных направлениях, как время с его прошлым и будущим.

Теплоход продолжает разрезать волны, и мимо нас проплывает и прошлое – старинные восточные дворцы и мечети, и соседствующее с ним будущее – по-западному ультрасовременные небоскребы и виллы, стоимостью в миллионы долларов.

Стамбул сегодня, мечеть и небоскребы, фото Алексея Соловьева, BSNews

Виллы на берегах Босфора, фото Алексея Соловьева, BSNews

Говорят, что в Турции Восток и Запад, уже и так близкие друг к другу, постепенно стремятся соединиться окончательно: каждый год азиатский берег Босфора на пять сантиметров приближается к европейскому.

Но, не дожидаясь пока природа опять объединит Европу и Азию, турки решили сделать это при помощи западных технологий. И вот перед нами символы современной Турции и Стамбула – знаменитые модерновые мосты через древний Босфор.

29 октября 1973 г. страна отметила 50-летний юбилей Турецкой Республики открытием моста Boğaziçi Köprüsü (турецкое название Босфора – Boğaziçi, означает внутренний пролив, а Köprüsü – мост. – прим. BSNews). Это был первый мост, соединивший Восток и Запад и обе части самого крупного мегаполиса страны.

Вид на Босфор и мост Богазики (Bogazici Koprusu), фото Алексея Соловьева, BSNews

Когда, проплывая под мостом, смотришь на него снизу вверх, размеры действительно поражают: высота опор достигает 165 метров над водой, общая длина моста – 1560 метров, ширина – 33 метра, длина основного пролета – 1074 метра. Расстояние от его проезжей части до поверхности воды составляет 64 метра, что достаточно для прохода любых океанских судов.

Рассматривая грандиозный мост с борта теплохода, спокойно воспринимаешь цифру в 200 миллионов долларов, которые были потрачены на его строительство, а вот данные о том, что 35 инженеров и 400 рабочих строили его, начиная с 20 февраля 1970 года, около трех лет, поистине вызывают уважение и удивление. Вначале мост был открыт для пешеходов, но после нескольких попыток самоубийств, проход по нему, к сожалению, закрыт. Теперь по мосту ежедневно перемещается около 200 тыс. единиц транспорта, и перевозится около 600 тыс. пассажиров.

Закрыт для пешеходов и второй босфорский мост Fatih Köprüsü, находящийся в пяти километрах от первого. Строить его начали в 1985 году и открыли 29 мая 1988 года к другой юбилейной дате: 535-летию завоевания города султаном Мехмедом Фатихом (отсюда и название моста: Fatih – завоеватель, Köprüsü – мост. – прим. BSNews). Длина его – 1510 м, то же расстояние до уровня воды – 64 м, ширина – 39 м. Мост Фатиха был построен японскими строителями ($130 млн.). Ежедневно по мосту проезжает более 150 тыс. единиц транспорта, около 500 тыс. пассажиров.

Место же для его строительства выбрано не случайно. Готовясь к осаде и захвату Константинополя, турки возвели две крепости именно здесь, где Босфор, ширина которого может максимально достигать более 3 километров, сужается до около 750 метров. В 1393 г. на азиатском берегу появилась крепость Aнадолу-Хисары, известная сейчас как самое старое турецкое сооружение в окрестностях Стамбула, а в 1452 г. на европейском берегу возвели Румели-Хисары, и самое узкое место стратегического пролива получило красноречивое название «перерезанная глотка». Здесь же у крепости Rumelihisarı проходит условная граница, делящая Босфор на Верхний – от крепости до Черного моря – и Нижний Босфор – от Румелихисары до Мраморного моря.

Но еще до появления здесь турок и их крепостей это самое узкое место пролива было знаменито тем, что именно здесь около 2,5 тыс. лет назад войска персидского царя Дария (700 тыс. человек) за очень короткий срок соорудили первый, в то время плавучий, мост через Босфор и перешли по нему из Азии в Европу. А до них, около 3500 лет назад здесь появились критяне, которых считают основоположниками мореходства в Средиземноморье.

И хотя сейчас по обоим берегам раскинулся огромный город, и сам пролив в современной Турции называют – Мармара-Богазы (пролив Мраморного моря), Истанбул-Богазы (стамбульский пролив), Карадениз-Богазы (черноморский пролив), а чаще всего – Богазичи, то есть внутренний пролив, но по-прежнему будит воспоминания о давнем прошлом его старинное греческое название, под которым он известен во всем мире, – Босфор (греч., «коровий брод». – прим. BSNews).

Согласно древнему мифу о возлюбленной Зевса – красавице Ио, превращенной им в белую корову, и ревнивой Гере, раскрывшей эту уловку и наславшей на соперницу беспощадных слепней, именно в водах пролива спаслась Ио от надоедливых насекомых, а, перейдя его вброд, нашла для себя безопасное место.

А позже, примерно в VII–VIII веках до н. э., греки, прокладывая морской торговый путь через Босфор в Чёрное море, чтобы соединить Запад и Восток, откроют на Босфоре место, которое сделало их путешествие намного безопасным. Но о нем и о том, как это связано с современным Стамбулом, вы узнаете в следующей части статьи, которая называется «Встречи с Византией».

Продолжение следует

Ще на цю тему