Евангелие от Павлюка: премьера «Понтия Пилата» в Херсонском театре им. Кулиша.

21:20 16.10.2013

Пилат - Игорь Сигов. Иешуа - Руслан Вишневецкий. Фото с сайта vk.com/club5337161

Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews.

11-12-13 октября Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Кулиша открыл свой 78-й сезон экстравагантным изложением булгаковских глав «Мастера и Маргариты» о Прокураторе Иудеи.

Выбор «для почина» – весьма смелый и неординарный. Здесь и риск обескуражить преданного своему театральному дому херсонского зрителя (если «почином» на сцене – трупы в ассортименте, набор опытного инквизитора и «нелёгкая» эротика, то ЧТО же будет дальше!?), и абсолютно конкретный посыл театральному миру – тут не страдают комплексами провинциального украинского театра, поучающего «всему хорошему» в образе седовласой любимой учительницы у доски. Посыл об уже даже не готовности к экспериментальности европейского театра, а о конкретно начатом процессе с его первым результатом – премьерой явно «протестантского» «Понтия Пилата» на Большой сцене и оправданным доверием к своему зрителю, готового в театре душой не только отдыхать, но и трудиться (и порой весьма нелегко).

…Итак, «Евангелие от Воланда» режиссером и автором инсценировки Сергеем Павлюком отредактировано в лучших традициях «я люблю и ненавижу тебя», а на херсонской сцене – уникальный паноптикум форм жизни и смерти уже не провинциального, но еще не европейского театра. Бесспорно талантливого, но ещё рефлексирующего в связи с некоторыми сомнениями в себе.

Сразу жмём руку «творца», смело «доработавшего» за Булгакова ряд коллизий, но не превратившего сюжет его нетленки в некую «новаторскую» театральную «гернику» из этюдов и словоблудия «на тему» (хоть соблазн и велик – не так уж и много для почти двухчасового спектакля написал о Пилате сам Михаил Афанасьевич). Повествование идёт вполне себе драматургически поступательно, не с «пятого на десятое», в развитии, «по сюжету»… Ну, вспарывает грудь Иуды лично Прокуратор. Ну, бурная животная страсть у всё того же Прокуратора с завербованной после надругательства Низой (кто не в полной мере понимает, что такое «бурная и животная» – покажем «в красках» – не покраснейте только сами)… Классик всё равно не обижен. Что «додумано» – решено в пластике (режиссер пластики – Игорь Сигов). Закрой глаза, отрешившись от пыточной со всей её утварью, в которой обитает Пилат (художник – Сергей Рыдванецкий) – и будет тебе «почти классический» Булгаков под атмосферную музыкальную шкатулку (музыкальное решение – С. Павлюк).

Марк Крысобой - Антон Лысенко. Фото с сайта vk.com/club5337161

Одобрив адекватность эксперимента с первоисточником, об актерском воплощении его говорим чуть более растерянно, видя довольно контрастную «кардиограмму» из сыгранного и несыгранного.

«Незаметных» образов в спектакле нет. Здесь и предельно «очеловеченный», без светлой «юродствующей наивности» (оправданной, но надоевшей) Иешуа (Руслан Вишневецкий), и замечательный контраст образа Марка Крысобоя с личностью актёра мощного позитивного обаяния Антона Лысенко, и сильнейший «белогвардейский» стержень Афрания (Сергей Кияшко), и (вот тут как раз юродствующий, но «в яблочко»!) «сионистский триптих» из Каифы (Александр Ковцун), Хасида (Андрей Кобелев) и Симита (Виктор Овсиенко), и немой потерянный мальчик Иуда (Игорь Кралич), и немая же пронзительная Низа (Лолита Минасян), словно объединившая в себе образ Вселенской Женщины – возлюбленной, воительницы, предательницы, жертвы и палача, и – без лишнего пафоса! – гениальный, создавший вокруг себя «апостольское» биополе Левий Матвей Сергея Михайловского

Понтия Пилата в исполнении заслуженного артиста Республики Беларусь Игоря Сигова, как состоявшийся, пульсирующий, «кровотворящий» эпицентр постановки отделяем абзацем и… В принципе отделяем. Как моноспектакль в спектакле.

...Нет, не потому что он «недодаёт» партнёрам – возле артистов мастерства и энергетики Сигова партнёр не начнёт реагировать разве что только если он слепоглухонемой… Может, это, конечно, тоже эксперимент, но с начала действа один эпизод, где все образы яркие, сменяет другой с образами не менее яркими, НО!.. Без кульминации и развязки внутренней жизни героев. За кульминациями и развязками, многогранными внутренними монологами – пожалуйте к Пилату. Да, всё логично, – спектакль-то так и называется – «Понтий Пилат».

Пилат - Игорь Сигов. Фото с сайта vk.com/club5337161

…И Пилат в херсонской постановке, бесспорно, состоялся. И ты принимаешь правила игры – некая недоигранность, недосказанность каждого эпизода и Пилат, контрастно идущий во всём «до конца». Как две театральные истины символического и психологического театра… И в эту игру включаешься… И дудки! Обхитрили. Да «сам обманываться рад»: сильнейшая последняя сцена Пилат – Левий Матвей. В лучших, так сказать, традициях. Торжество единения мастерства двух больших актёров и образного ряда, придуманного одним из мощнейших «символистов» современной украинской режиссуры (ох, далеко не всякий нож, не дошедший до спины «врага» и решительно выброшенный в бездну не вызовет ухмылку на тему ложного пафоса!). С катарсисом, с «в груди так и жгёт» и со «стоячим» залом…

… Выстроенная на Большой сцене херсонского академического театра жутковатая «манипуляционная» со «свалкой» трупов в оркестровой яме, принимающая в своё лоно большие и маленькие «революции», сотворенные в булгаковском тексте, блюющий серебренниками Иуда и конвульсирующий в сладострастии под женщиной Прокуратор Иудеи вовсе не пугают, не шокируют и не отталкивают.

Пилат - Игорь Сигов, Марк Крысобой - Антон Лысенко, Левий Матвей - Сергей Михайловский. Фото с сайта vk.com/club5337161

Эта «манипуляционная» вселяет надежду на то, что современный украинский театр, избавившись от от своих «трупов» в шкафах закомплексованности, наконец, заявит о себе миру, давно не умиляющемуся театру в образе любимой учительницы у доски... Но не «простыми» способами a-la «обмажемся фекальными массами и будем кататься по сцене под стробоскоп… какой еще такой Станиславский???», а методом серьезных проб и ошибок. Что-то «казня» и отрезая безжалостно. Что-то – внедряя, пусть даже и жестокими на первый взгляд способами…

Ведь «Понтий Пилат» С. Павлюка – это и есть проба крепкого европейского театра. Да, проба с ошибками. С некой поспешностью храброго. С рефлексиями. И даже с наивностью… И радует, что пробовать и ошибаться «во благо» в украинской театральной провинции можно не только на «малых» и «очень малых» сценах «под крышей» или вовсе «на крыше», а в таком вот широком формате. Это вселяет надежду. И пусть заветный Покой снится только Понтию Пилату. Украинскому театру необходимы повсеместные здоровые «встряски»…

Пилат - Игорь Сигов. Афраний - Сергей Кияшко. Фото с сайта vk.com/club5337161

Пилат - Игорь Сигов, Низа - Лолита Минасян. Фото с сайта vk.com/club5337161

Пилат - Игорь Сигов. Фото с сайта vk.com/club5337161

 

 

 

 

 

Теми:

Ще на цю тему