Уроки турецкого

05:21 15.07.2013

Сергей БАЛАШОВ,
«Зеркало недели. Украина»

Подбор иллюстраций - редакция BSNews
Все фото - Русскоговорящий Istಌηbul

 

Нынешняя ситуация в Турции — яркая иллюстрация того, что не всегда бытие определяет сознание, а сытый желудок вовсе не является гарантией спокойного сна ни протестующих, ни правительства…

Массовые протесты, в течение месяца сотрясающие Стамбул, Анкару, Измир и многие другие турецкие города, стали неожиданностью как для правительства Р.Т. Эрдогана, так и для всего мира. Похоже, никто в Европе, США, да и на Ближнем Востоке не подозревал о столь высоком протестном потенциале, накопленном в Турции за последние десять лет. Аналитики и политики пытаются осознать, что же подтолкнуло молодежь к противостоянию с властями в стране, чьи экономические показатели вызывают зависть даже у самых успешных экономик мира?

В самом деле, крепко сбитое, демократически (!) избранное правительство страны, обеспечившее государству Турция за десять лет своего правления стабильность и процветание, вдруг оказалось в центре критики мировых СМИ и многих европейских лидеров.

Действия турецкой полиции по пресечению мирных демонстраций, охвативших многие провинции страны и возникших как бы из ничего, были признаны чересчур жесткими, а реакция власти на стихийное проявление воли народа — недемократической. На фоне того, что Турция ведет переговоры о вступлении в ЕС, демонстрирует впечатляющий темп реформ, в парламенте продолжается работа над новой Конституцией, а об успешных экономических показателях и говорить нечего…

И вдруг — масштабные протесты из-за планов реконструкции небольшого парка в центре Стамбула, которые имеют потенциал стать не только национальным, но и своеобразным международным символом борьбы за право свободного волеизъявления. Похоже, нынешняя ситуация в Турции — яркая иллюстрация того, что не всегда бытие определяет сознание, а сытый желудок вовсе не является гарантией спокойного сна ни протестующих, ни правительства…

В нескольких недавних репортажах ZN.UA уже рассказывало о внутриполитической подоплеке недавних событий в Турции. Однако параллельно любопытно также взглянуть и на экономический аспект современной Турции, которая при всем при этом демонстрирует впечатляющие успехи. Для начала — только несколько общепоказательных и общепризнанных цифр.

Современная экономика Турции:
краткий курс в цифрах и фактах

На протяжении 2002—2012 гг. ВВП страны рос в среднем на 5% в год, увеличился в пять раз и достиг 800 млрд долл. Доход на душу населения повысился в три раза — до почти 11 тыс. долл. Инфляция, которая в 2001 г. составляла 67%, ныне не превышает 7—8%. Объем экспорта в денежном выражении увеличился с 25 до 152 млрд долл., а годовой приток инвестиций — с 1 до 13—15 млрд долл.

В мае 2013 г. Турция выплатила последние долги МВФ, которые еще в 2001-м составляли 23,5 млрд долл. Перечисление заключительного транша в размере 412 млн долл. знаменовало окончание (по крайней мере, в таком формате) 52-летней истории сотрудничества с Международным валютным фондом, на протяжении которого Турция подписала 19 соглашений стенд-бай и стала одной из немногих стран, получивших от фонда более 50 млрд долл.

Да, в Турции все еще сохраняется относительно высокий уровень безработицы (в среднем 10%, среди женщин этот показатель достигает 26%) и очень высокий дефицит платежного баланса (до 10% ВВП). Однако мало оснований сомневаться, что цель нынешнего правительства — войти к 2023 г. в десятку наиболее развитых стран с ВВП в 2 трлн долл. и доходом на душу населения в 25 тыс. долл. — является вполне достижимой.

Следует отметить, что всех названных и многих других успехов Турция добилась, находясь в крайне сложном геополитическом окружении.

Трудно найти более беспокойный регион мира. Уже одно только перечисление ее восточных соседей — Иран, Ирак, Сирия, Кавказ — дает представление о масштабе потенциальной и реальной конфликтности региона. А чуть дальше — Ливан, Израиль, Египет и Ливия; под боком — разделенный Кипр и охваченная кризисом Греция. На протяжении 30 лет борьбы с курдскими сепаратистами погибли более 35 тыс. человек, и лишь в этом году наметились серьезные позитивные сдвиги в этом вопросе.

И еще существенный для нас нюанс. Турция — не только наш сосед, но и стратегический партнер, с которым Украина ведет переговоры о свободной торговле. Эта страна — вторая после России по объемам нашего экспорта и одна из тех, с кем Украина имеет наибольшее положительное торговое сальдо.

В чем же секрет так называемого турецкого экономического чуда?

Экономические успехи Турции имеют несколько составляющих. Во-первых, это стабильное правительство — правящая Партия справедливости и прогресса (ПСП) на протяжении более десяти лет находится у власти, выиграв за это время вчистую трое парламентских выборов.

Во-вторых, это последовательная экономическая политика, которая основывается на реальном секторе экономики, мощном банковском секторе, устойчивой холдинговой системе организации бизнеса и умении обеспечить коллективную поддержку каждому отдельному предпринимателю через систему торгово-промышленных палат и других объединений.

В-третьих, это нацеленность на европейские стандарты, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и создание на собственной территории производственных мощностей импортозамещающих товаров.

Турция входит в первую пятерку-десятку мировых производителей как всех основных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (например, по производству макарон занимает пятое место в мире), так и бытовой техники, автомобилей, текстиля и одежды. Наконец, это умение выгодно использовать дарованные природой географические преимущества. Имеется в виду, прежде всего, развитие туристического сектора (в 2012 г. — 36 млн туристов, рост 145% за десять лет), транспортных, в частности авиапутей ("Турецкие авиалинии" по праву считаются лучшими в Европе), системы нефте- и газопроводов.

Не последнюю роль также сыграло развитие системы образования и научных исследований. Число иностранных студентов, получающих образование в Турции, удвоилось за последние десять лет и достигло 31 тыс. студентов из 40 стран.

Либерализация торговли
и фискальный пример?

И все же — народ протестует. Неприкрытое продвижение идей ислама (за десять лет в Турции было построено 7300 мечетей), активное вмешательство правительства в личную жизнь граждан (сколько иметь детей, как и где потреблять алкоголь и т.п.), как оказалось, нравится не всем. Давайте рассмотрим все эти факторы чуточку подробнее.

Консервативная Партия справедливости и прогресса пришла к власти в 2002 г. после длительного периода нестабильности, военных переворотов и различного рода коалиционных правительств. Страна только что вышла из глубочайшего банковского кризиса. В 2001 г. турецкая денежная единица — лира — за день теряла почти 100% стоимости. Проценты по банковским кредитам овернайт достигли 7500%. За несколько дней из страны было выведено 7 млрд долл. Падение ВВП составило 8,5%, дефицит бюджета превысил 15% ВВП, долги правительства — 90% ВВП.

Одной из основных причин кризиса было отсутствие адекватного законодательного регулирования взаимоотношений между центральным банком, министерством финансов и казначейством, а также высочайший уровень инфляции, значительная доля необеспеченных и рискованных кредитов. Из этого кризиса Турции пришлось выбираться раньше, чем всему остальному миру, которому приходится искать выход в настоящее время.

Жесткая и своевременная реформа банковского сектора, проведенная с помощью МВФ и Всемирного банка, включала реформирование системы государственных банков, структурную реорганизацию банков-банкротов, укрепление системы частных финансово-кредитных институтов, введение системы жесткого регулирования банковской сферы и кредитной политики.

Следует признать, что эта реформа и создание здоровой предпринимательской среды, которая уже существовала в Турции, не являются исключительной заслугой ПСП. К тому времени, благодаря реформам, проведенным правительством Тургута Озала еще в 80-х годах прошлого столетия, в стране уже была сформирована критическая масса предпринимателей, готовых и стремящихся работать в открытую, по международным стандартам. Именно правительство Озала отправило на учебу за границу тысячи молодых турков, которые вернулись на родину, обладая массой знаний, и заняли ведущие позиции в национальных бизнес-структурах. Именно при его правительстве в Турции были либерализованы торговля, валютно-финансовые операции, проведена приватизация, устранена монополия государства в образовании и связи, налажен конструктивный диалог с Европейским Союзом.

Эти здоровые зерна будущей здоровой экономической среды пережили внутриполитические кризисы 90-х и стали той основой, на которой ПСП построила фундамент своей экономической политики. Правительство этой партии во главе с нынешним харизматичным премьер-министром Р.Т.Эрдоганом — за счет правильной расстановки молодых, энергичных и хорошо образованных кадров на ключевых направлениях, умелого использования политических и экономических преимуществ Турции, расположенной на границе между Западом и Востоком, активной интеграции страны в мировые процессы как политического тяжеловеса и одновременно перспективного экономического партнера и для ЕС, и для США и ведущих стран Азии — сумело добиться реализации последовательной политики, которая и привела к нынешним впечатляющим экономическим результатам. Бюджет МИД Турции в 436 млн евро считается неадекватным тем вызовам, которые стоят перед страной, хотя даже в кризисный 2009-й Турция открыла 15 (!) посольств в государствах Африки, а представители страны занимают ныне видные места в международных финансовых и политических организациях.

Фискальная дисциплина в стране ныне считается образцовой. К слову, на протяжении последних пяти лет правительство Р.Т.Эрдогана отказывалось от кредитов МВФ (договор о последнем кредите не был подписан в 2008 г., хотя МВФ активно предлагал Турции до 30 млрд долл.), видимо, справедливо полагая, что условия фонда ведут экономику Турции к стагнации. Вместо этого правительство реализовало довольно сложный комплекс мер по активизации внутреннего рынка, привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты и не побоялось пойти на регулируемую девальвацию лиры.

Да, в то же время за последнее десятилетие в стране значительно увеличилось число женщин в хиджабах, в школах введены селективные курсы Корана, а армия поставлена под гражданский контроль, но общий кризис был пройден. Основные банки Турции в 2009 г. сообщали о рекордных прибылях, а в 2012-м, после 18 лет раздумий, агентство Fitch повысило рейтинг Турции до инвестиционного уровня.

Уроки турецкого экономического опыта
для Украины

Актуальное. У Украины и Турции существует похожая проблема — это отсутствие адекватных запросам энергетических ресурсов.

В условиях растущей экономики импорт нефти и газа в Турцию увеличивается с каждым годом, и в прошлом году он превысил в денежном выражении 40 млрд долл.

Не самое полезное. При этом стоимость бензина для розничных потребителей на АЗС в Турции составляет 2,2 евро за литр (выше, чем в Европе!), а природный газ для населения зимой обходится в 750 долл. за тысячу кубометров.

Однако все эти факторы послужили не тормозом, а стимулом. Они стали решающими при разработке экономической политики, основанной на реальном секторе экономики. Если нет нефти и газа, значит, нужно создавать индустриальную базу.

Последние десять лет правительство Турции предпринимало, и небезуспешно, серьезные усилия по привлечению в страну производственных мощностей ведущих европейских и азиатских компаний. Многие промышленные товары, ранее импортировавшиеся в Турцию, ныне стали предметом экспорта. Реализуется принятое несколько лет назад решение построить три атомных электростанции, чтобы ограничить влияние мировых цен на нефть и газ (которые стали заложниками политической и экономической конъюнктуры) на экономику и коммунальную сферу. Наибольшими налогами в стране облагаются сигареты, бензин, алкоголь и автомобили с объемом двигателя более 2 литров.

В то же время существуют вполне легальные механизмы списания инвестиций с налогов, а также уменьшения отчислений в бюджет при осуществлении проектов в определенных приоритетных областях. Да, Турция — вторая страна в мире после Китая по производству подделок, однако ее доля в мировом товарообороте этих товаров не так уж и велика. Но эта ситуация маргинальна. Даже турецкие потребители уже знают цену качеству, и это находит свое отражение в культуре производства.

В этом году Турция провозгласила амбиции стать одним из мировых хабов Интернета и телекоммуникаций, построить под Анкарой суперсовременный промышленный комплекс по производству оборонной продукции, создать собственную Кремниевую долину и занять видное место на рынке производителей медицинских препаратов. На очереди — медицинский туризм, авиация и космос.

Реализация всех этих масштабных планов, значительная часть которых приурочена к 2023 г. — столетию Республики Турция, ляжет на плечи турецких предпринимателей, их ассоциаций и семейных бизнес-холдингов, составляющих организационную основу турецкой экономики. По мнению турецких экспертов, до 99% компаний частного сектора могут быть отнесены к категории "семейного бизнеса". Даже если в управление такими компаниями входят иностранные или местные инвесторы, все равно управление, как правило, сохраняется за членами семьи. На первый взгляд, эта несколько архаичная структура, уходящая корнями еще во времена Османской империи, устарела. Однако опыт борьбы с затянувшимся экономическим кризисом показал чрезвычайную устойчивость таких семейных образований.

Как оказалось, в подобных холдингах, которые включают, как правило, банк, производственные мощности, строительные компании, розничную торговлю, средства массовой информации, страховые и другие структуры, можно проще и быстрее реагировать на вызовы рынка, принимать смелые решения, направлять ресурсы в те сферы, которые на сегодняшний день являются наиболее выгодными. Как правило, управленческие функции в таких холдингах осуществляют высокопрофессиональные менеджеры, которые получили хорошее образование в Европе или США, имеют связи за границей. Акции компаний, входящих в холдинг, котируются на Стамбульской фондовой бирже, приобретающей в последние годы все больший вес в регионе и мире.

В то же время "семейственность" турецкого бизнеса вовсе не мешает регуляторам осуществлять надзор за выполнением довольно строгого законодательства в антимонопольной и финансовой сферах. Нередки случаи, когда суды наказывали высокими штрафами и даже тюремными сроками тех "хозяев жизни", кто был замешан в инсайдерских схемах или попытках обойти налоговое законодательство.

Сегодня никого уже не удивишь активным вовлечением турецких предпринимателей в проекты за границей. Если даже в Украине многие аэропорты, стадионы, дороги, офисные здания и жилищные комплексы построены турецкими компаниями, то можно себе представить, каков объем заказов на строительные услуги турков в России, Туркменистане, Грузии, Азербайджане, Египте, Ливии. Это десятки миллиардов долларов в товарах и услугах. В Турции можно встретить компании, которые вообще не работают дома — только за рубежом, и, следует отметить, делают свое дело хорошо.

Турция уже прочно заняла свое место в регионе в качестве моста между "христианским Западом" и "мусульманским Востоком", между богатыми нефтегазовыми ресурсами регионами Ближнего Востока и Каспия и Европейским Союзом, который активно стремится к диверсификации энергоресурсов и их поставок.

Если, как ожидается, в ближайшие годы будет реализован проект Трансанатолийского газопровода, Турция реально приобретет статус важнейшего транзитера нефти и газа как для "Востока", так и для "Запада".

Эта страна уже играет активную роль в плане диалога цивилизаций и культур, активно участвует в обмене студентами со странами ЕС, США и Азии. В ежегодной олимпиаде по турецкому языку принимают участие команды из 140 стран, и правительство Турции не жалеет средств на продвижение за рубежом тюркской культуры. На самом высоком уровне тут существует понимание — через подобные олимпиады, дни культуры, организацию международных форумов и конференций Турция создает в других странах прослойку своих друзей, а это самая выгодная инвестиция.

В то же время в стране множатся высшие учебные заведения с английским языком обучения, поскольку незнание турками в своей массе иностранных языков становится уже неприличным. Между прочим, именно крупнейшие семейные холдинги являются инвесторами и спонсорами таких университетов — оказывается, им это списывается с налогов…

Турецкое экономическое чудо давно является предметом изучения ведущих экспертных групп мира. Специальные аналитические программы существуют в США и Европе, Турция находится в центре внимания большинства международных компаний. Надо полагать, что теперь они внимательно изучают не только экономический, но и протестный потенциал этой страны.

Опыт наших черноморских соседей мог бы о многом поведать и украинским экспертам. В конце концов, давайте не забывать, что и Дж.Фридман из "Стратфора", и З.Бжезинский называли Польшу, Украину и Турцию среди тех стран, которые в недалеком будущем будут определять политический и экономический ландшафт Европы.

Вопрос только в том, что, как показывает опыт "арабской весны", Египта и Турции, развитие больше не осуществляется по линейным законам, и какой-нибудь очередной Гези-парк может в одночасье круто изменить ход истории.

Ще на цю тему