Черноморский регион - форпост европейской и мировой борьбы против «новых» угроз

Место и роль Украины в Черноморском регионе: Позиции специалистов

Заочный круглый стол Центра Разумкова

На фото: Черное море, Севастополь, Украина.
С сайта panoramio.com, автор: Kirill_ka.

Перевод с украинского и подбор фото А. Клименко, Jr., BlackSeaNews

Якоб ХЕДЕНСКОГ (Jakob HEDENSKOG),
заместитель директора по исследованиям
Агентства оборонных исследований (Швеция)

– Как Вы оцениваете текущую геополитическую ситуацию в Черноморском регионе и перспективы ее последующего развития (5-15 лет)?

– Регион Черного моря скрывает огромный потенциал, но в то же время – проблемы и риски. Из-за его стратегического расположения в центре Евразии контроль над Черноморским регионом составляет огромный геополитический интерес. В частности, важность региона состоит в его роли как важного транзитного маршрута, «энергетического коридора» между Европой и Каспийским морем.

Вероятность существенного увеличения добычи нефти и газа на шельфе самого Черного моря в следующие годы может еще больше повысить его стратегическое значение.

На данный момент, через 20 лет после распада Советского Союза, ситуация по безопасности в регионе характеризуется двумя противоположными тенденциями.

С одной стороны, завершение холодной войны положительно повлияло на региональную безопасность. После распада Советского Союза возникли новые государства, прежние союзники по Восточному блоку переориентировали свою внешнюю политику и политику безопасности на Запад. В регионе экономические реалии получили приоритет над военными амбициями. Общей тенденцией стало укрепление доверия и выполнение общих инициатив, направленных на улучшение региональной стабильности и безопасности.

С другой стороны, позитивные изменения не везде положили конец потенциалу региональных конфликтов и нестабильности. Наиболее очевидным примером стала война России с Грузией в августе 2008 г., которая продемонстрировала нестабильность региона и возможность конфликта на пространствах между границами России и ЕС.

Одним из последствий этой войны стало увеличение веса России в регионе. Использование ею силы против Грузии показало, что Россия снизила порог одностороннего применения силы против одного из своих соседей.

Еще одним следствием войны стало падение доверия к Соединенным Штатам как фактическому гаранту безопасности прозападных правительств региона.

США поощряли стремление Грузии вступить в НАТО, но не смогли помешать нападению Грузии на Южную Осетию или военной интервенции России с целью наказания Грузии. Эта война также затормозила вступление Грузии и Украины в НАТО из-за опасения реакции России (и нехватки общественной поддержки в случае Украины). Кроме того,

из-за политики «перезагрузки» отношений с Россией Президента Б. Обамы очень маловероятной выглядит возможность в ближайшем будущем открытого вызова России со стороны США в Черноморском регионе.

Нерешенные конфликты в постсоветских республиках и всегда нестабильный Северный Кавказ и в дальнейшем угрожают безопасности и стабильности в Черноморском регионе. Даже когда нет непосредственной угрозы возобновления этих конфликтов или их распространения на другие страны, некоторые из этих конфликтов (особенно в Нагорном Карабахе и Приднестровье) связаны с незаконной торговлей оружием и организованной преступностью, что будет дестабилизировать их соседей.

Конфликты на Северном Кавказе имеют явный террористический потенциал. Поэтому, кроме традиционного «государственного» потенциала угроз и конфликтов, в Черноморском регионе существует также широкий спектр «новых» угроз безопасности (таких, как терроризм, незаконная иммиграция, незаконная торговля оружием и наркоторговля), которые государства должны преодолевать совместно.

Что касается отмеченных новых угроз безопасности, то Черноморский регион важен в нескольких аспектах.

Регион сам по себе является как источником новых угроз, так и барьером для угроз, которые распространяются из Азии и Ближнего Востока на Запад, и является в этом смысле форпостом европейской и мировой борьбы против этих угроз.

Главной же проблемой для стабильности в Черноморском регионе в ближайшие 5-10 лет является продолжение неоимперской политики России и ее стремление возобновить часть влияния, потерянного ею после падения Советского Союза.

Подписание договоров с Абхазией и Южной Осетией о постоянных военных базах и решение разместить в Абхазии систему противовоздушной обороны С-300 угрожают балансу сил в регионе. В 2010 г. Россия также продлила сроки базирования Черноморского флота в Крыму и российских войск в Армении до начала 2040-х годов с возможностью последующей пролонгации.

Решающее значение для безопасности Черноморского региона имеют хорошие отношения между Россией и Турцией.

Если возобновится историческая вражда двух региональных сил, то это безусловно повлияет на другие государства вокруг Черного моря. Нынешние российско-турецкие взаимоотношения лучше, чем когда-либо, но определенное взаимное недоверие остается, и усиление конкуренции за энергоресурсы может обострить противоречия в будущем.

Что касается военно-морского баланса в регионе, то ВМС Турции превосходят российский Черноморский флот как по количеству, так и по качеству кораблей.

Однако, учитывая, что они базируются не только в Черном, но и в Средиземном и Эгейском морях, – стареющий Черноморский флот России до сих пор имеет преимущество на Черном море, по крайней мере по количеству кораблей. В маловероятном военном конфликте в Черном море Турция должна будет перебросить свои ВМС через узкий Босфор, что является слабым местом. То же касается сил НАТО в Средиземном море, поскольку их проход в Черное море ограничен лимитами присутствия кораблей неприбрежных государств в Черном море, установленными Конвенцией Монтре.

Асимметричный характер Черноморского региона с двумя мощными – Россией и Турцией – и несколькими более слабыми игроками сдерживает укрепление региональной безопасности.

Великодержавные амбиции России и Турции часто противоречат укреплению регионального сотрудничества безопасности, которое поддерживает большинство меньших государств региона.

Москва и Анкара – едины в желании ограничить влияние Запада в Черноморском регионе, на который некоторые меньшие страны (особенно Румыния и Болгария – члены ЕС и НАТО) смотрят более благосклонно. Преимущество России и Турции в регионе неопровержимо и, что касается морских дел, то Черное море уже более-менее разделено ими на зоны интересов (России – на северо-востоке, Турции – на юго-западе), в которых они не пытаются без потребности мешать действиям друг друга.

– Каковыми являются место и роль Украины и Крымского полуострова в системе безопасности Черноморского региона?

– Важность места Украины и Крымского полуострова в системе безопасности Черноморского региона имеет несколько измерений.

Стратегическое измерение связано с тем, что Крым (и особенно – Севастополь) расположен в самом центре Черноморского театра военных действий. Понятно, что флот в Севастополе имеет сегодня для России скорее всего символическое значение, но эта символичность связана с прошлым величием и жертвенностью во время Второй мировой войны и раньше, во время российско-турецких войн ХІХ в.

В то же время сохранение присутствия Черноморского флота в Крыму предоставляет России важный инструмент политического, экономического и военного давления на Украину, если Украина не будет действовать так, как этого желает Россия.

Однако, при президентстве В. Януковича, Украина не имеет имевшихся при В. Ющенко амбиций играть роль субрегионального лидера в Черноморском регионе или поддерживать европейскую ориентацию постсоветских стран в Черноморском регионе вопреки России.

Среди шести причерноморских стран Украина имеет вторую самую длинную береговую линию, после Турции. После получения независимости Украина мечтала о превращении своего причерноморского региона в важный узел транзита товаров с Кавказа и Средней Азии в Европу. В геоэкономическом смысле Украина и Крым расположены на потенциальном пересечении главных транспортно-коммуникационных путей между Севером и Югом, Востоком и Западом. Сейчас 80% всего экспорта российского газа на рынки ЕС осуществляется территорией Украины. Украина до сих пор надеется, что в будущем по крайней мере часть каспийской нефти будет экспортироваться в Европу украинской территорией.

Кроме потенциальных поступлений от транзита каспийской нефти в Европу, Украина также надеется на диверсификацию источников энергоснабжения и на то, что позиция ключевого транзитера нефти в Европу повысит ее геополитический вес. Киев также присоединился к инициированному ЕС проекту TRACECA – программе развития транспортных связей между Средней Азией, Кавказом и Европой, которая касается лишь наземного транспорта и не касается транспортировки каспийских энергоносителей.

Украина также имеет значительные возможности в морских перевозках благодаря мощностям своих портов и немалому торговому флоту, унаследованному Киевом от Советского Союза. Унаследовала Украина также наибольшую среди всех советских республик судостроительную отрасль, возможности которой могут вырасти после серьезного сокращения, реконструкции и модернизации. Есть несколько предложений развития сотрудничества между Украиной и Россией в военном строительстве, включительно с вероятностью общих проектов судостроения на мощностях украинских верфей в Николаеве.

Следовательно, если события в Черноморском регионе будут развиваться мирно и демократически, экономическая важность региона может серьезно способствовать экономическому росту в Украине разных отраслей экономики, таких, как туризм, транспорт, судостроение, разведка и транзит энергоресурсов.

Центр Разумкова, журнал «Национальная безопасность и оборона» № 4-5 (122-123), 2011

Заочный круглый стол проводился с 5 января по 23 марта 2011 г. Ответы участников публикуются в алфавитном порядке, в переводе Центра Разумкова на украинский язык.